Как испечь кресты на крестопоклонной неделе. В третье воскресенье великого поста в русской православной церкви начинается крестопоклонная неделя

Третье воскресенье Великого поста – Крестопоклонное, по-церковнославянски – Крестопоклонная неделя. С этого дня и до конца следующей пятницы – четвертая неделя поста – Крестопоклонная седмица.

Приступим очищеннии воздержанием, тепле облобызающе во хвалении Древо всесвятое на немже Христос распинаемь, спасе мир, яко благоутробен.

Так поется в каноне этому празднику.

Чтобы событие стало значимым для детей, оно должно стать ожидаемым. Поэтому заранее рассказываем детям об основных вехах поста, в том числе, конечно, о Крестопоклонной неделе. А подробнее поднимаем эту тему уже в преддверии события – в пятницу предыдущей седмицы, за общим ужином. Или за завтраком в субботу: дети не идут в школу, родителям не нужно на работу, можно спокойно поговорить за столом.

А можно рассказать своими словами, ориентируясь на восприятие своих детей.

Пользуясь случаем, хорошо бы вспомнить с детьми о прообразах Креста в Ветхом Завете. Это и жезл Моисея, и медный змий в пустыне. Но в первую очередь – райское дерево, древо Жизни:

Рай другий познася Церковь, якоже прежде древо имущая живоносное, Крест Твой Господи, из негоже прикосновением безсмертию причастихомся.

Образы Ветхого Завета помогают рассказывать детям о Кресте – не о страданиях и распятии Господа, но именно о Кресте, о животворящем Древе. Не случайно Ветхий Завет назван «детоводителем»: ветхозаветные образы очень яркие и как бы объемные. Как раз для детей они оказываются хорошим подспорьем в понимании смыслов многих новозаветных событий. Тем более что всё богослужение той же самой Крестопоклонной недели пронизано подобными отсылками к ветхозаветным картинам.

Середина поста

А еще мы вместе с детьми вспоминаем, что эти дни – самая середина Святой Четыредесятницы. Половина поста уже позади, и осталось пройти еще столько же. Кстати, эта седмица называется еще и Средокрестной. «Православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят , чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Итак, середина поста. Во-первых, хорошая новость: до Пасхи осталось не так уж и много времени.

Во-вторых, повод задуматься: как мы постились первую половину поста? Обычно еще на первой седмице мы предлагаем детям решить, что каждый из них, каждый из нас, попытается исправить в себе за этот пост. Например, научиться не ябедничать. Или не грубить. Попытаться побороть в себе такой грех, который стал привычкой.

И вот сейчас, в преддверии Крестопоклонной недели, мы напомним детям, напомним самим себе о своих планах на пост. Удалось ли сделать что-то из того, что мы задумывали три недели назад? Часто оказывается, что удалось немногое. И пора все-таки браться как следует за это дело. Стараться, молиться, надеяться. В начале поста казалось, что впереди целая вечность, сейчас понятно, что надо попытаться хоть что-то успеть.

А есть и бытовая сторона вопроса. К Пасхе мы обычно убираем дом, чистим-моем. Готовим с детьми какие-то украшения интерьера, подарки-поделки к празднику. Если оставить все это на предпасхальные дни, то окажется, что вместо богослужений Страстной седмицы, вместо молитвы и памяти о страданиях Христовых у нас будет суета сует, мытье люстр и роспись деревянных яичек. Чтобы успеть все, или, вернее, чтобы успеть хотя бы что-то, придется готовиться к празднику заранее.

И пройденная половина поста напоминает об этой прозе жизни. Обычно я пишу список: что нужно сделать по уборке дома к Празднику. И смотрю, что из этого списка можно сделать заранее. Все это распределяю на оставшиеся три недели. Постирать шторы и мягкие игрушки, убрать наконец лыжи, помыть за стиральной машиной – в общем, многое точно можно сделать уже сейчас. Сделать все то, что такие нерадивые хозяйки, как я, откладывают на генеральные уборки. На Страстную в таком случае останутся только текущие дела и украшение дома.

Так же и с поделками, стихами, прочими педагогическими украшательствами. Все, что мы задумали с детьми подготовить к пасхальному дню, можно сделать в ближайшие три недели. Вот это все мы сейчас вспоминаем и планируем.

Богослужение

Но все-таки о главном. В Крестопоклонную неделю (то есть в воскресенье) служится служба Честному и Животворящему Кресту Господню. И начинается это богослужение в субботу вечером.

Заранее рассказываем детям, что они увидят в храме.

Во время всенощного бдения, после великого славословия священник возьмет в алтаре Крест, украшенный цветами. Хор будет петь Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», и под это пение священник торжественно вынесет Крест на середину храма. Положит на аналой. А потом все священники, диаконы – все будут кланяться до земли Животворящему Кресту и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». И мы будем петь вместе с ними, и мы будем делать эти три земных поклона. Кстати, напоминаем детям, что помазание в этот день бывает не в обычное время, а уже в самом конце службы. Тогда и можно будет приложиться ко Кресту.

Дети будут знать, чего им ожидать, – и смогут более внимательно следить за богослужением.

Если приходить в храм с маленькими детьми, то выстоять всю всенощную будет тяжело. В таком случае мы пытаемся сделать так: приходим в храм с детьми не к началу, а ближе к концу. Если служба началась в 17:00, то приходим где-то к 18:30. Тогда мы как раз попадем на вынос Креста и на елеопомазание.

Домашняя молитва

Мы вернемся домой после всенощной, поужинаем и вместе с детьми встанем на вечерние молитвы. И после обычных молитв мы тоже будем петь, как в храме. Трижды, протяжно: «Кресту Твоему…» И сделаем при этом земные поклоны перед Распятием. Так мы будем делать до пятницы предстоящей недели, после наших общих вечерних молитв.

Дети любят эти поклоны. Такие молитвы перед Крестом бывают трижды в год – и дети легко запоминают их. Когда это было в последний раз, на праздник Воздвижения, наша трехлетняя дочка заявила: «Мне очень нравится, когда мы поем такую молитву. Давай всегда такое петь и кланяться».

Это пение с тремя земными поклонами – дело недолгое и нетрудное. Но это позволяет нам каждый день всю эту неделю вспоминать и помнить. О том, ради чего и ради Кого мы постимся. О том, что мы готовимся поклониться Страстям Христовым и славному Его Воскресению…

Напоминает – если мы готовили детей ко встрече этого праздника, если проговорили такие моменты и если мы привели этот праздник в наш дом, к нашим детям.

День праздника

Воскресное утро – это, конечно, Литургия в храме. И мы бываем на ней все вместе, обычно причащаемся – вообще постом стараемся причащаться почаще. После Литургии на Крестопоклонной обычно не дают для целования крест, как это бывает в другие дни. Но весь народ подходит к Кресту на аналое, вынесенному накануне из алтаря. Так что мы снова можем приложиться к нему.

А дома мы начнем обед (или поздний завтрак – это как посмотреть) с чтения. Всего пару минут, всего пару абзацев: из какой-нибудь проповеди, посвященной Кресту или Крестопоклонной неделе.

На портале «Православие.ru» всегда бывают неплохие подборки к каждому празднику – можно открыть любой приглянувшийся текст и почитать. Недавно мы даже не сами читали, а включили аудиозапись одной проповеди и немного послушали за столом. Но все-таки лучше почитать самим: можно пропустить что-то, можно, читая, уточнять или пересказать понятными детям словами.

Например:

  • проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в третью неделю Великого поста, Крестопоклонную ;
  • проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся» .

Почитаем совсем немного, только начало или выхватим что-то из середины. Если очень хочется – прочитаем сами позже, без детей. А сейчас остановимся.

А может быть, не будем читать. Просто вспомним еще раз, проговорим то, что сегодня слышали во время проповеди в храме. Может быть, кто-то из нас, как говорится, «имеет что-то сказать» о сегодняшнем празднике. И мы поговорим об этом. Пусть немного. Иногда даже очень хорошо, если совсем немного. Но этим разговором, этим чтением мы зададим определенный тон нашему небольшому общему застолью. Вернемся к тому, чем мы жили в храме – вернее, чем должны были бы жить. И может быть, эти слова действительно задержатся в головах наших детей. Или хотя бы в наших головах.

Печенье в виде крестиков

А еще была такая интересная русская народная традиция – выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков.

Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату – Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая:

«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”.

“Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:

– Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.

И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.

“Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”.

“Кресты” делает Марьюшка с молитвой…

И еще наставлял Горкин:

– Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».

В нашей семье каждый Великий пост тоже выпекаются «кресты». Этот обычай действительно «утешение» для детей в великопостное время. Делает Крестопоклонную неделю ожидаемой даже для малышей. Мы словами рассказывали детям о Крестопоклонной неделе. А эти печенья – неплохое наглядное сопровождение вербального научения. И даже не только наглядное, но осязаемое. И к тому же съедобное.

Помимо наглядности выпечка такого печенья сама по себе – хорошая идея для занятий с детьми всех возрастов. Мы собираемся все вместе. И родители, и подростки, и малыши – все. Это совместное и веселое общее дело. Что само по себе дорогого стоит. Лепить из теста эти крестики очень просто: скатать две колбаски, скрестить их, надавить в серединке, чтобы склеились, – и готово. Для старших это развлечение. Для младших школьников – навыки труда в деле кулинарии. Для малышей – мелкая моторика, лепка, только вместо поделок из пластилина дети делают полезные и вкусные штуки. Да еще вместе со всеми старшими. А заодно мы готовим что-то вкусное к чаю. Столько плюсов – и все в одном и таком несложном деле.

Выпекать это печенье можно из любого теста.

Самое простое – из покупного. Можно купить дрожжевое для пирожков. Мы его разморозим, как написано на упаковке, и будем лепить колбаски. Можно взять слоеное – тогда нужно будет не лепить, а просто нарезать тесто небольшими полосками.

Большой плюс покупного теста, конечно, в том, что мы сокращаем время для готовки. Это особенно актуально в будние дни, когда времени практически ни на что нет. Тогда готовое тесто позволяет нам потратить на эти печенья всего минут десять: столько уйдет на то, чтобы вынуть размороженное тесто из упаковки, застелить противень фольгой или бумагой и позволить детям лепить.

А можно все-таки потрудиться и сделать тесто самим.

Ржаное – самое полезное. К тому же великопостное: ржаная мука, вода, соль, мед. Можно без меда, можно на дрожжах или закваске, зато побольше соли. Такие любит мой муж.

Дрожжевое – просфорное: мука высшего сорта, дрожжи и вода. Из такого теста колбаски нужно лепить толстенькими, где-то 2 см в диаметре. Достаточно самой скатать одну колбаску правильной толщины и показать детям – они по этому образцу налепят такие же нужного размера.

Пряничное – сладкое. Растворить на плите треть стакана воды, две трети стакана сахара, две столовые ложки меда. Немного остудить. Добавить в получившийся сироп чайную ложку корицы, разрыхлитель на кончике ножа и муку – муки столько, чтобы тесто стало как будто пластилиновое. Можно добавить и полстакана растительного масла или же 100 г маргарина для выпечки. Но и без масла – тоже хорошо. Из такого теста нужно будет делать колбаски диаметром где-то в 8 мм. Готовые крестики из пряничного теста можно смазать глазурью без белка. Такие печенья у нас разлетаются сразу. Впрочем, мои дети едят все мучное с большим удовольствием, лишь бы дали.

В серединку этих крестиков можно воткнуть изюминку, мармеладинку. Это будет хорошо для крестиков из дрожжевого теста. Печенья из слоеного теста можно посыпать сахарным песком перед тем, как ставить в печь: получится карамельная корочка.

Мы печем эти «кресты» в субботу перед Крестопоклонным воскресеньем и едим после возвращения из храма, за обедом. И потом снова печем их почти каждый день этой строгой – Крестопоклонной – седмицы.

В таких случаях, когда мы возрождаем подобные народные обычаи, могут быть некоторые смущения. Например, выпечка крестиков может стать собственно основным содержанием Крестопоклонной седмицы. И подобное действительно может произойти. Мы видим, что и в современной действительности, как и в истории, внешние, по сути малозначимые народные традиции или пусть освященные веками, но всего лишь «предания старцев» затмевают для многих смысл события церковного года, становятся важнее «заповеди Божией» и учения Церкви.

Но это происходит тогда, когда подобными обычаями исчерпывается праздник. Когда есть елка и подарки под ней – но нет храма, нет богослужения, нет чтения Евангелия, нет «учения Господня». А когда мы действительно вместе с Церковью встречаем праздник, когда узнаём и принимаем ее учение, когда детей своих хотя бы пытаемся приводить к Богу, к храму, к «истинному» образованию – тогда все внешние атрибуты займут положенное им место. А именно: выделят празднуемое событие из череды будней. Станут наглядным пособием для малышей и радостью для взрослых.

Но для этого как раз необходимо, чтобы мы сами не превращали сырную седмицу в объедение блинами под копченым чучелом, не превращали начало Великого поста в большую уборку с названием «чистый понедельник», а страстную пятницу – в день выпечки куличей.

Важно, чтобы мы сами жили жизнью Церкви.

И приводили в эту жизнь своих детей.

Так, чтобы наши дети не просто пришли – но пришли вместе с нами. Не просто пришли – но и поняли, куда они попали. Не просто пришли – а пришли с радостью. Чтобы они пришли в храм и потом в него снова вернулись. Уже сами.

Но не всегда даже у самых старательных, по-настоящему праведных родителей дети выбирают жизнь с Богом. А чего уж говорить о таких семьях, как наши. Но у нас есть надежда – есть особенное оружие в этой битве за жизнь, за настоящую жизнь наших детей. Ведь у нас есть возможность призывать на помощь непобедимую, непостижимую и божественную силу Честнаго и Животворящего Креста. Чтобы наши дети всегда возвращались под тень, под сень этого таинственного Дерева Жизни. Чтобы они сами искали его, любили его, надеялись на него и им побеждали врагов видимых и невидимых. Чтобы тропинки и дорожки наших детей в конце концов добрались до этого Райского Дерева.

Раздел:
РУССКАЯ КУХНЯ
Традиционные русские блюда
70 -я страница раздела

Традиционные ритуальные и обрядовые блюда
Обрядовое печенье
«КРЕСТЫ»
«Вознесенские лесенки»

Кресты (крестцы) - обрядовое печенье, которое выпекали православные ко многим религиозным праздникам, но обязательным оно было на Крещение и Воздвижение Креста Господня, а также на Крестопоклонной неделе Великого поста.

«...В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются «кресты»: подходит Крестопоклонная. «Кресты» - особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатые и сладкие; где лежат поперечники «креста» - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку, выпекали - в утешение для поста...» (И. С. Шмелев. Лето Господне).

«Крестцами» начинается у православных и первая утренняя домашняя трапеза на Крещение (19 января), которые полагалось запивать святой водой. Выпекались и особые именные печенья, которые мать семейства помечала определенными только ей известными знаками и символами. По таким «крестам», вынутым из духовки, можно было узнать, какой жизненный крест будет нести каждый член семьи в наступившем году.

Хорошо пропеченный желто-розовый крест обещает здоровье, успех и благополучие. Печенье с трещинами и надломами сулит трудности и перемены в судьбе. А вот горелый или непропеченный крест предрекает болезни и печаль. Эти последние кресты есть нельзя, их обычно скармливают птицам.



Ингредиенты :
2 стакана муки, 300 г меда, 2-3 ст. ложка растительного масла, 100 г очищенных орехов, 1 ч. ложка пряностей, 1 лимон, 1 ч. ложка соды, изюм.

Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой.
Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто.
Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу.
Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси.


Ингредиенты :
1 кг муки, 25 г дрожжей, 125 г растительного масла, 1 стакан сахара, 250 г воды, щепотка соли.
Для смазки: сладкий крепкий чай.

Приготовить постное дрожжевое тесто, раскатать его и вырезать выемкой или ножом «кресты».
В центре пересечения перекладин в тесто вдавить изюминки.
Печенье смазать сладким крепким чаем и выпечь в духовом шкафу.


Ингредиенты :
250 г муки, 1 яйцо, 125 г масла, 2,5 ст. ложки сахара, 1 рюмка коньяка или рома, соль и ванилин по вкусу.

Все продукты соединить, замесить пресное тесто и разделить его на несколько частей.
Каждую часть скатать в виде жгута и уложить их друг на друга крестом.
Печенье положить на смазанный жиром противень и выпечь в духовом шкафу до золотисто-румяного цвета.



  • «Дрожжи» из картофеля.
    В 1 л воды растворяют 100 г сахара, доводят раствор до кипения, добавляют, помешивая, 500 г тертого картофеля и прогревают массу на среднем огне.
    Полученный кисель охлаждают до температуры 28- 30°С, вводят около 50 г дрожжей и дают подняться.
    Полученную закваску используют для приготовления теста (на 100 пирожков - 250 г закваски).
    Хранят ее в холодильнике. В следующую порцию закваски вводят уже не дрожжи, а часть первой закваски (100-150 г).
  • Лестница на небо:
    Обрядовое печенье
    «Вознесенские лесенки»

    Это традиционное печенье готовили как символ "восхождения на небо":
    - на Вознесение Господне (40-й день после );
    - на день поминовения св. Иоанна Лествичника ();
    - в Лазареву субботу, предшествующую ;
    - на 40-й день после кончины для облегчения восхождения души усопшего на небо.

    По народным понятиям "лесенки" облегчали дорогу к небу и символизировали духовное восхождение души праведника в рай. На Вознесение они должны были помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения.

    Иногда печенье "лесенки" использовали в ритуалах для повышения плодородия земли и в качестве святой помощи в исцелении больных.

    В зависимости от случая, печенье может быть из постного или скоромного теста, пшеничного или ржаного.

    Печенье "лесенки" разделывают двумя способами:
    - скатывают из теста длинные жгуты, нарезают их на боковины лестницы и перекладины, затем на противне складывают в форме лестницы (иногда "лесенки" делают немного сужающимися к верху);
    - тесто раскатывают в пласт (чаще толщиной около 0,7-1 см), нарезают полосками, из полосок нарезают боковые стойки и перекладины "лестницы" и на противне собирают из них "лесенки".
    Места наложения деталей с помощью щетки или помазка слегка смазывают водой, чтобы тесто лучше слиплось и выпеченные изделия были достаточно прочными.

    Размеры "лесенок" могут быть произвольные, но в некоторых местностях нормировалось количество "ступеней":
    - или 7 - по числу 7-ми небес Апокалипсиса,
    - или 23 - по числу мытарств души на том свете,
    - или 30 - по числу 30-ти глав сочинения Иоанна Лествичника "Лествица райская" ("Скрижали духовные") , представляющего собой описания «ступеней» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.

    Символика использованного числа «30» объясняется в предисловии к "Лествице" следующим образом:
    «Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.»

    Обычно печенье делают с 7 "ступеньками" или меньше, т.к. при слишком большом размере печенье "лесенки" не имеет достаточной прочности.

    Иногда небольшую "лестницу" выпекали на спине "жаворонка" (называемого в некоторых местностях "куликом").

    Иногда в качестве "ступенек" между двумя тестяными "стойками" укладывали удлиненные пирожки с начинкой. В таком случае "лесенка" делалась большой, на всю длину противня, в качестве вкусного каравая к праздничному столу. Получалось 2 длинных хлебных батона с пирожками между ними.

    Кое-где печенью "лесенки" придавался вид удлиненной лепешки, на которую накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда накладные тестяные "супеньки" на длинной лепешке заменяли поперечными надрезами ножом.

    В качестве "лестницы" мог выступать и открытый пирог, который заливали творогом, сметаной, заполняли картошкой или кашей, вареньем или маком, а сверху укладывали плоское тестяное изображение лестницы.

    В некоторых местах "лесенки" пекли из разных видов сладкого сдобного теста просто как вкусное или к чаю ("прикуску"). В этом случае их делали из или теста с добавлением меда, изюма, цукатов и украшали сахарным узором.







    Сочинение относится к разряду аскетической литературы.

    Димитрий Ростовский так характеризует сочинение Иоанна:
    "«Лествица» святого Иоанна отличается глубокой духовной опытностью, с которой соединено глубокое знание священного писания. Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить ее прямым или косвенным указанием на святое Писание. Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым, - в немногих словах выражает многое, и потому полно силы. Потому-то «Лествица» святого Иоанна и была всегда настольною книгою для иноков, живущих в общежитии."

    Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющей собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.

    «Ступени» можно сгруппировать следующим образом:


    Группа Ступени
    Борьба с мирской суетой
    (ступени 1-4)
    Отречение мирского жития
    Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире)
    Странничество (уклонение от мира)
    Послушание
    Скорби на пути к истинному блаженству
    (ступени 5-7)
    Покаяние
    Память о смерти
    Плач о своей греховности
    Борьба с пороками
    (ступени 8-17)
    Кротость и безгневие
    Удаление памятозлобия
    Несквернословие
    Молчание
    Правдивость
    Отсутствие уныния и лености
    Борьба с чревоугодием
    Целомудрие
    Борьба со сребролюбием
    Нестяжание
    Преодоление преград в аскетической жизни
    (ступени 18-26)
    Искоренение нечувствия
    Малый сон, усердие к братской молитве
    Телесное бдение
    Отсутствие боязливости и укрепление в вере
    Искоренение тщеславия
    Отсутствие гордыни
    Кротость, простота и незлобие
    Смиренномудрие
    Низложение страстей и укрепление добродетелей
    Душевный мир
    (ступени 27-29)
    Безмолвие души и тела
    Молитва
    Бесстрастие
    Вершина пути - союз трёх главных добродетелей
    (ступень 30)
    Вера, надежда и любовь

    «Лествица» также включает в себя «слово особенное к пастырю», которое в отличие от предыдущих глав относится исключительно к наставникам.

    ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ
    преподобного отца нашего ИОАННА игумена Синайской горы

    Содержание:
    Предисловие книги сей, именуемой Скрижали Духовные.
    Слово 1. Об отречении от жития мирского.
    Слово 2. О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире.
    Слово 3. О странничестве, то есть, уклонении от мира.
    Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании.
    Слово 5. О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице.
    Слово 6. О памяти смерти.
    Слово 7. О радостотворном плаче.
    Слово 8. О безгневии и кротости.
    Слово 9. О памятозлобии.
    Слово 10. О злословии и клевете.
    Слово 11. О многоглаголании и молчании.
    Слово 12. О лжи.
    Слово 13. Об унынии и лености.
    Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве.
    Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами.
    Слово 16. О сребролюбии.
    Слово 17. О нестяжании.
    Слово 18. О нечувствии.
    Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий.
    Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить.
    Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании.
    Слово 22. О многообразном тщеславии.
    Слово 23. О безумной гордости.
    Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве.
    Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.
    Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей.
    Слово 27. О священном безмолвии души и тела.
    Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом.
    Слово 29. О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения.
    Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви.
    Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец.

    Полный текст этого сочинения см. на .

    Аренда серверов. Хостинг сайтов. Доменные имена:


    Новые сообщения C --- redtram:

    Новые сообщения C --- thor:

    Несмотря на строгую Крестопоклонную неделю, наши предки и в это время находили возможность порадовать ребятишек. Из разнообразного постного теста (дрожжевого и недрожжевого) выпекались крестики, украшались изюминками и сахаром.

    Кресты (крестцы) - обрядовое печенье, которое выпекали православные ко многим религиозным праздникам, но обязательным оно было на Крещение и Воздвижение Креста Господня, а также на Крестопоклонной неделе Великого поста.

    «... В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются «кресты»: подходит Крестопоклонная. «Кресты» - особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатые и сладкие; где лежат поперечники «креста» - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку, выпекали - в утешение для поста...» (И. С. Шмелев. Лето Господне).

    «Крестцами» начинается у православных и первая утренняя домашняя трапеза на Крещение (19 января), которые полагалось запивать святой водой. Выпекались и особые именные печенья, которые мать семейства помечала определенными только ей известными знаками и символами. По таким «крестам», вынутым из духовки, можно было узнать, какой жизненный крест будет нести каждый член семьи в наступившем году.

    Кресты медовые
    Ингредиенты:
    2 стакана муки, 300 г меда, 2-3 ст. ложка растительного масла, 100 г очищенных орехов, 1 ч. ложка пряностей, 1 лимон, 1 ч. ложка соды, изюм.
    Приготовление
    Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой.
    Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто.
    Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу.
    Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси.

    Кресты из дрожжевого теста
    Ингредиенты:
    1 кг муки, 25 г дрожжей, 125 г растительного масла, 1 стакан сахара, 250 г воды, щепотка соли.
    Для смазки: сладкий крепкий чай.
    Приготовление
    Приготовить постное дрожжевое тесто, раскатать его и вырезать выемкой или ножом «кресты».
    В центре пересечения перекладин в тесто вдавить изюминки.
    Печенье смазать сладким крепким чаем и выпечь в духовом шкафу.

    Кресты сдобные
    Ингредиенты:
    250 г муки, 1 яйцо, 125 г масла, 2,5 ст. ложки сахара, 1 рюмка коньяка или рома, соль и ванилин по вкусу.
    Приготовление
    Все продукты соединить, замесить пресное тесто и разделить его на несколько частей.
    Каждую часть скатать в виде жгута и уложить их друг на друга крестом.
    Печенье положить на смазанный жиром противень и выпечь в духовом шкафу до золотисто-румяного цвета.

    Крестопоклонная неделя Великого поста 2019 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.

    Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве.

    Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

    Данное действие - поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу. Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

    Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места. Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

    Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

    Когда и как пройдет Крестопоклонная неделя в 2019 году?

    Великий пост в 2019 году начнется 11 марта и продлится до 27 апреля. С названием недели Крестопоклонной существует небольшая путаница с различием данных в нескольких источниках, которая требует разъяснения.

    Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная - третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

    В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день. Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре.

    Крестопоклонная неделя Великого поста в 2019 году выпадает на 31 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

    Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

    Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.

    Что является необходимым для каждого в Крестопоклонную неделю?

    Спустя 2 недели после начала поста все, кто несерьёзно к нему относились, вернулись к своей обычной еде, образу мыслей и жизни. Немудрено, ведь испытание отказом от «баловства», до которого можно дотянуться рукой - одно из самых сложных. Однако для тех, кто сумел совладать с собой, Крестопоклонная неделя служит маяком, который показывает продолжить путь к очищению и великой радости Воскрешения.

    Но просто знать свою, пусть и великую, цель, бывает мало, необходимо осознавать помощников, которые всегда в нашем распоряжении, внутри нас. Они помогают преодолевать первые, самые тяжёлые дни поста, ведут нас в последующие недели и не позволяют нам предаваться соблазнам и послаблениям. Речь идет вот о чём:

    Крестопоклонная неделя не является особенной в плане приёмов пищи. Обычные люди, не относящиеся к монашествующим, могут питаться дважды и трижды в день. Следует ограничивать употребление масла, специй и количества принимаемой пищи в целом. Желательной для приема пищей остаются: отварные овощи, крупы, овощные супы, различные салаты без солений и заправок. Из напитков: вода, компот, отвар ромашки, мяты или другой успокаивающей травы. В выходные можно добавить в еду немного елея, приправ и выпить толику кагора.

    Образ жизни следует продолжать уединенный, без отлучек из дома, кроме необходимых, просмотра и прослушивания мирских передач, празднеств и гостевых приёмов.

    Самым лучшим для души будет посещение церкви во время утренних и вечерних богослужений, времяпровождение в молитве и мыслях, обращенных к Богу. Это вдохновит и поддержит нас на пути к постижению тайны смерти и воскрешения Господа, неизмеримо приблизит к свету, исходящему от Него, и напомнит, что ни за что нельзя отступать с выбранного нами светлого пути.

    Кресты (крестцы) - обрядовое печенье, которое выпекали православные ко многим религиозным праздникам, но обязательным оно было на Крещение и Воздвижение Креста Господня, а также на Крестопоклонной неделе Великого поста. «Крестцами» начинается у православных и первая утренняя домашняя трапеза на Крещение (19 января), которые полагалось запивать святой водой. Для приготовления " крестов " я использую рецепт печенья с крахмалом. А в принципе можно использовать любой понравившийся Вам рецепт постного печенья. Вот как об этом пишет Иван Сергеевич Шмелев в своей книге «Лето Господне»:"Крестопоклонная" - неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, - "су-губый", - Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, - гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые "пестрые",- поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце - а на заедку всегда " кресты ": помни "Крестопоклонную". "Кресты" делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает - "а это гвоздики, как прибивали Христа мучители злодеи... сюда гвоздик, и сюда гвоздик, и..." - и вминает веселые малинки. А мне думается: "зачем веселые... лучше бы синие черничники!.." Все мы смотрим, как складывает она "кресты". На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие "кресты", будто они из лапки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали! И еще наставлял Горкин: - Вкушай крестик и думай себе - "Крестопоклонная", мол, пришла. А это те не в удовольствие, а.. каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить... и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит. Для того чтобы приготовить «Кресты» Вам потребуется: 3 стакана муки, 1 стакан крахмала, 150 грамм растительного масла, 1 стакан сахара, 150 мл воды, 1/2 ч.л. соли, 1/3 ч.л. соды, гашенной уксусом, По желанию ванилин и кардамон. В просеянную муку добавляем крахмал и соду, гашенную уксусом. Добавляем сахар, соль, ванилин и кардамон. Все перемешиваем и вливаем растительное масло. И в самом конце добавляем воду. Вымешиваем тесто. Тесто получается не тугое, оно хорошо отходит от стенок посуды. Раскатываем его и нарезаем на полоски шириной 2 см, из которых делаем « кресты ». В серединку я вставила замороженные ягодки малины, кто-то вставляет изюм. Лист для выпечки смазывать не нужно.

    Похожие публикации