Разнообразие веществ в окружающем мире. Урок "Разнообразие веществ" план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
1. Наш любознательный Попугай составил для тебя кроссворд. Разгадай его, и ты убедишься, что не так уж мало знаешь о веществах.
По горизонтали:
1. Вещество, из которого состоят озёра, реки, моря (вода)
.
2. Вещество, которое есть в конфетах и шоколадках (сахар
)
.
3. Вещества, имеющие кислый вкус (кислота)
.
4. Виноградный сахар (глюкоза)
.
По вертикали:
1. Вещество, которым можно отмывать посуду, полоскать горло; его же добавляют в тесто (сода)
.
2. Вещество, из которого делают проволоку и некоторые предметы посуды (алюминий)
.
3. Вещество, из которого состоит гвоздь (железо)
.
4. Вещество, которого много в картошке и киселе (крахмал)
.
5. Вещество, которое мы всегда видим на обеденном столе, но никогда не добавляем в чай (соль)
.
2. Практическая работа «Исследуем продукты на содержание крахмала».
Цель работы: определить, есть ли крахмал в исследуемых продуктах.
Оборудование: продукты, выданные учителем; разбавленная настойка йода, пипетка.
Ход работы:
- Проведи опыты: с помощью пипетки нанеси каплю настойки йода на каждый из исследуемых продуктов.
- По ходу работы заполняй таблицу.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнула, теперь я с лёгкостью могу узнавать в каких продуктах содержится крахмал, а в каких нет.
Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.
Для выполнения практической работы я подготовил следующее оборудование: баночку с йодом, пипетку, тарелку, телефон с фотокамерой, кусочек хлеба, макаронные изделия, несколько кусочков полукопченой колбасы и нарезанное дольками яблоко.
Разложив на тарелке продукты я капнул на каждый из них из пипетки по капельке йода. Результаты не заставили себя ждать. На хлебе и на «макарошке» мгновенно появились темно-синие пятна от йода. А вот колбаса и яблоко остались без изменений.
Затем я сфотографировал каждый участвующий в эксперименте продукт для таблицы.
Вывод: много крахмала содержится в хлебе и макаронных изделиях, а в полукопченой колбасе и яблоках йода нет.
Разнообразие веществ или « Как Косичка была волшебницей » Интегрированный урок окружающего мира и химии. Привет! Меня зовут Кисичка! Я учусь в 3 классе и каждый день хожу в школу. В школе мне всегда интересно. Но есть классы, где я еще не бывала! Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие: попробуем « заглянуть» в какой-нибудь кабинет! Вот, например: « Х-И-М-И-Я »… А что такое « химия » ? Химия – это наука о веществах. На свете очень много различных веществ. Вспомни, о чем мы говорили на прошлом уроке! На прошлом уроке окружающего мира мы изучали новые понятия: Тела Вещества Частицы Косичка! Сегодня ты узнаешь новое о некоторых веществах, но прежде, предлагаю тебе на время стать « волшебницей » ! Вместе мы покажем удивительные химические « опыты »! А теперь, посмотрим, что лежит перед тобой на парте? Отдельно - я не так вкусна, Но в пище - каждому нужна. Что ты знаешь о соли? Соль – вещество белого цвета, имеет вид крупинок. Но в природе соль может встречаться и в виде камня, или может содержаться в морской воде. Соль – хорошо растворяется в воде, придавая ей соленый вкус. Посмотри на следующую тарелочку! Белый он, как снег, колючий. Как песок сухой, сыпучий. Сладкий-сладкий, словно мёд. Чай с ним часто муха пьёт... Сахар мы встречаем каждый день! По виду очень похож на соль! Но не по вкусу! А получают сахар из сахарного тростника или сахарной свеклы. Хоть, как пудра, Нежен, бел, А не сахар И не мел. Он в кисель Из года в год Превращает нам Компот. Крахмал. Крахмал содержится во многих продуктах растительного происхождения. А хочешь опять заняться « волшебством» ? Я предлагаю тебе провести серию опытов! Давай попробуем узнать: в каких продуктах содержится крахмал! Для этого используем разбавленную настойку йода. Если в продукте содержится крахмал, то при попадании на него капельки йода, он окрасится в сине-фиолетовый цвет Сделаем вывод! Крахмал содержится в: Белом хлебе Картофеле Кислоты. Большая группа веществ – кислоты. Кислоты встречаются в лимоне, в яблоках, в листьях щавеля. Многие кислоты человек использует на кухне. Но с осторожностью! Наш урок подходит к концу! Подходит к концу и « волшебное путешествие» Косички! Однако, не стоит огорчаться! Помни, Косичка! Каждый раз, когда мама начинает на кухне печь пирог – тебе опять встретятся твои « знакомые» веществаСАХАР, СОЛЬ, КРАХМАЛ, КИСЛОТА. Но теперь ты уже можешь рассказать о них много интересного! КОНЕЦ. Данная презентация была создана к интегрированному уроку химии и окр. мира по учебнику А.А.Плешакова « Окружающий мир» Авторы презентации – Юдайчева О.Н. и Сержантова М.А..
Разнообразие веществ
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе
Подготовила:Камалова Зугра Аваловна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Карамалы
СОЛЬ
- Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна
Поваренная соль
Поваренная соль – это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает, человек может погибнуть. В древности соль ценилась буквально на вес золота. Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы соли на Земле поистине неисчерпаемы. Целые соляные горы есть в недрах Земли и на ее поверхности. В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов.
Соль в природе
Морская соль
Я бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал –
Там и пропал.
Сахар
С этим веществом вы знакомы всю свою жизнь. Главное его свойство – сладкий вкус.
- . Было время, когда на Руси о сахаре и знать не знали. В ходу были мед, сладкий сок березы, липы, клена.
- Сладкий сироп из сахарного тростника получали в Индии. Сахар был очень дорогой диковинкой. Долго искали замену сахарному тростнику. Чего только не предлагали: капусту, тыкву, кукурузу, да вот беда – сахара в них мало. Победила сахарная свекла. В начале XIX века в России и Германии были построены первые заводы, которые начали делать сахар из сахарной свеклы.
Глюкоза
Ещё есть в природе сладкое вещество: глюкоза. Это разновидность сахара. В природе содержится в различных частях растений. Особенно богаты глюкозой плоды винограда и виноградный сок.
- – Белый порошок – это крахмал. Его используют, когда варят кисель. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
- – Кислоты – это большая группа веществ, с которыми мы встречаемся на кухне. Всем известен кислый вкус лимона. Этот вкус придает ему лимонная кислота. В яблоках – яблочная кислота, в щавеле – щавелевая кислота.
- С кислотами на кухне надо обращаться очень осторожно. Особенно с уксусной кислотой. К бутылочке с этой кислотой нельзя прикасаться.
- Назовите главные свойства поваренной соли и сахара. Где эти вещества встречаются в природе?
- Что представляет собой крахмал? Как обнаружить его в продуктах питания?
- Какие кислоты встречаются в природе?
- Какое общее свойство этих веществ?
- Почему с кислотами нужно обращаться осторожно? Можно ли пробовать на вкус любую кислоту?
- Что такое кислотные дожди? В чём их опасность?
1. Наш любознательный Попугай составил для тебя кроссворд. Разгадай его, и ты убедишься, что не так уж мало знаешь о веществах.
По горизонтали:
1. Вещество, из которого состоят озёра, реки, моря (вода)
.
2. Вещество, которое есть в конфетах и шоколадках (сахар
)
.
3. Вещества, имеющие кислый вкус (кислота)
.
4. Виноградный сахар (глюкоза)
.
По вертикали:
1. Вещество, которым можно отмывать посуду, полоскать горло; его же добавляют в тесто (сода)
.
2. Вещество, из которого делают проволоку и некоторые предметы посуды (алюминий)
.
3. Вещество, из которого состоит гвоздь (железо)
.
4. Вещество, которого много в картошке и киселе (крахмал)
.
5. Вещество, которое мы всегда видим на обеденном столе, но никогда не добавляем в чай (соль)
.
2. Практическая работа «Исследуем продукты на содержание крахмала».
Цель работы: определить, есть ли крахмал в исследуемых продуктах.
Оборудование: продукты, выданные учителем; разбавленная настойка йода, пипетка.
Ход работы:
- Проведи опыты: с помощью пипетки нанеси каплю настойки йода на каждый из исследуемых продуктов.
- По ходу работы заполняй таблицу.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнула, теперь я с лёгкостью могу узнавать в каких продуктах содержится крахмал, а в каких нет.
Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.
Для выполнения практической работы я подготовил следующее оборудование: баночку с йодом, пипетку, тарелку, телефон с фотокамерой, кусочек хлеба, макаронные изделия, несколько кусочков полукопченой колбасы и нарезанное дольками яблоко.
Разложив на тарелке продукты я капнул на каждый из них из пипетки по капельке йода. Результаты не заставили себя ждать. На хлебе и на «макарошке» мгновенно появились темно-синие пятна от йода. А вот колбаса и яблоко остались без изменений.
Затем я сфотографировал каждый участвующий в эксперименте продукт для таблицы.
Вывод: много крахмала содержится в хлебе и макаронных изделиях, а в полукопченой колбасе и яблоках йода нет.
Класс: 3
Тип урока. Открытие новых знаний.
Предметные результаты. Третьеклассники узнают, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД. Умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД. Определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока, проговаривать в логической последовательности свои действия, учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД. Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение работать в группе, парах.
Необходимое оборудование: ПК, интерактивная доска, А. Плешаков. Окружающий мир.3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. Ч.1.М.Просвещение.2012,Рабочая тетрадь. А. А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Ч.1.
Соль, сахар, лимонная кислота, уксус, картофель, груши, яблоки, хлеб, разбавленная настойка йода, пипетка.
Ход урока
I. Внимание. Работают синоптики. Работа с дневником наблюдений.
Посмотрите в окно. Какой день: солнечный, пасмурный? Обозначим в дневнике. Направление ветра. Посмотрим на градусник. Какую температуру он показывает? Отметим. Есть ли осадки? Что ещё можно сказать о погоде сегодня? Какой прогноз будет на завтра?
II. Актуализация знаний.
Дети отвечают на вопросы теста по теме “Тела,
вещества, частицы”. (Приложение 1
)
Вывод. Любой предмет, любое живое существо можно
назвать телом. Тела состоят из веществ. Вещества
состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц.
III. Мотивация учебной деятельности.
– А теперь послушаем стихотворение А. Карпова
“У мамы на кухне”. (Приложение 2
)
– Куда же мы с вами отправляемся? (К маме на
кухню.)
– Посмотрим, какие вещества находятся у каждого
из нас дома.
IV. Работа по теме урока.
Учитель ставит на стол несколько прозрачных
баночек, в которых находятся соль, сахар, крахмал,
лимонная кислота.
– Можете ли вы определить: какие вещества
находятся в баночках? Что для этого надо сделать?
– О каком веществе сложена загадка?
Меня одну не едят, но и без меня ничего не едят.
Это соль. Она необходима для нормальной работы
организма. Соль содержится во всех частях тела и
необходима для построения скелета.
Послушайте старинные легенды о соли. (Приложение
3
).
– Соль была раньше очень дорогой. Люди не умели
её добывать. В некоторых странах были деньги из
соли. Любую покупку можно было оплатить кусками
соли. Потом выяснилось, что запасы соли в природе
огромны. Её стали добывать в большом количестве.
Соль стала самым дешёвым продуктом. В солёных
озёрах и морях – огромные запасы соли. Соль
добывали со дна высохших озёр. Там, где озёра
высохли, соль засыпало песком и землёй.
Образовывалась суша, а иногда и горы. Под этой
тяжестью соль уплотнилась и стала твёрдой, как
камень. Поэтому её стали называть каменной солью.
Чтобы добраться до этой соли, прорывают глубокие
шахты.
– На кухне вам обязательно встретится ещё одно
вещество белого цвета. Отгадайте?
Я бел, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и
пропал.
– Это сахар. Раньше на Руси о сахаре не знали.
Люди пользовались медом.
Подготовленные ученики рассказывают о сахаре. (Приложение 4
).
– Сахар – не единственное сладкое вещество в
природе.
Где ещё можно найти сахар? Прочитаем об этом в
учебнике.
– Из какой страны тростник “переехал” в разные
страны?
– Почему это растение не выращивают у нас в
стране?
– Из чего получают сахар в России?
– Что такое глюкоза?
– Где она содержится в природе?
– Как ещё могут называть глюкозу?
Есть ещё одно вещество белого цвета, которое
можно найти на кухне. Это крахмал.
– Знаете ли вы продукты, в которых содержится
крахмал?
Практическая работа.
– Сейчас мы попробуем определить: в каких
продуктах есть крахмал, а в каких его нет.
Работа в группах.
Каждая группа получает разрезанные на кусочки
картофелины, яблоки, груши, хлеб.
– Проведи опыт: с помощью пипетки нанеси каплю
йода на каждый из исследуемых продуктов. По ходу
работы заполняй таблицу.
Результаты записываются в рабочей тетради. Оценка выполненной работы.
Последнее вещество на маминой кухне – лимонная
кислота.
– Кто из вас знает, для чего она находится на
кухне? Прочитайте в учебнике о том, в каких ещё
продуктах содержатся кислоты. Дети читают статью
на с.43-44.
– В каких продуктах содержится кислота?
– Общее свойство этих веществ?
– Как с ними нужно обращаться?
– Где в окружающей среде содержатся кислоты?
Работа в парах.
Задания учебника с.44. Описание вещества по плану.
V. Рефлексия учебной деятельности.
Ребята отвечают на вопросы рубрики “Проверь
себя” на с. 45.
– О чём мы должны были узнать на уроке? Чему
научиться?
VI. Домашнее задание.
Любознательный Попугай предлагает вам кроссворд в рабочей тетради на с.25 и задания для домашней работы в учебнике на с.45.