Из истории русской выпечки. Пирожки печеные из сдобного пресного теста

Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19).

Две седмицы Великого Поста за плечами. Говорит народная пословица: вода камень точит. Как хорошо она приложима ко времени Поста! Камень - наше застывшее сердце, через грехи, нечувствие, отвращение от нужд ближнего покрывшееся толстой коркой. А вода очистительная - в покаянии и молитве. Если не оставляем их, то мало-помалу сможем достучаться до глубин сердечных и обновиться, очиститься от скверн греха.

Изделия из пресного теста

Какие особенности имеет пресное тесто, приготовленное в пост? Мы не можем положить в него яйцо для его укрепления. Наши действия из-за этого в большей степени зависят от “характера” муки, от силы ее клейковины. Если мука хороша, и вы постарались сделать очень тугое тесто (соотношение вода:мука = 1:3 по объему, и не забудьте посолить - добавление соли тоже немного укрепляет тесто), то получите отличное тесто для вареников. Но вполне может возникнуть ситуация, когда качество муки оставляет желать лучшего, сил промесить тесто не хватает, нет мужской силы на подхвате. Тогда можно налить воды больше (1:2,5), но быть готовыми к тому, что тесто “поплывет” в процессе варки, вареники или иные изделия будут скользкими, разваливающимися. С молитвой и терпением отнеситесь к этому и со смирением (оно завсегда полезно) кушайте. В дальнейшем, при использовании той же муки, можно “побороть” слабость ее характера, изменив способ приготовления: сварить на пару (это будет уже нечто вроде мант), или обжарить в масле (как чебуреки). Для обоих этих способов тесто требуется помягче. Интересные варианты теста получаются при замене воды рассолом или иной жидкостью. Есть методики, использующие воду горячую, тесто при этом получается особого вкуса, с небольшой сладостью, и воды на такое тесто уходит больше. Тесто можно использовать непосредственно, для лапши, галушек, для гарнира или как составляющую для супа, а можно - как оболочку для начинки: жареной капусты или других овощей, картофельного пюре, грибов, лука, зелени, свежих или замороженных ягод с сахаром, вареных и перекрученных сухофруктов, фасолевого или горохового пюре и даже каши: например, пшенной или гречневой.

Лепешки

Готовим обычное пресное тесто, даем ему отлежаться минут двадцать, раскатываем в небольшие тонкие кружочки и обжариваем их с обоих сторон. Подаем на стол, где приготовлены разные начинки: фасолевый паштет, салат из свежих овощей, тушеные овощи, а, может быть, и варенье, фруктовый салат. Начинку выкладываем непосредственно на лепешки и съедаем сразу вместе с “тарелкой”.

Галушки

Пресное тесто, замешанное на воде, раскатать в корж толщиной 1 см, разрезать полосами шириной 2-3 см, отщипывая от каждой полосы небольшие кусочки, бросать в подсоленный кипяток (или овощной, грибной бульон). Тесто для галушек можно готовить и из смеси пшеничной и гречишной муки. Вареные в воде галушки отцеживают и заправляют зажаркой из лука. Вареные в бульоне галушки едят вместе с жидкостью.

Вареники с грибами

Замочить и отварить 150 г сухих грибов, мелко накрошить, добавить 2 обжаренные на масле луковицы, 2 ложки крошек с черствой булки, перец, соль, немного грибного бульона, все вымесить и слегка протушить. Тесто - обычное для вареников. Тонко раскатать, слепить маленькие вареники и варить. Подавать, облив маслом.

Постные манты с тыквой

Для приготовления мант нужна специальная посуда: пароварка или кастрюля со съемной верхней частью, куда вставляются решетки с мантами (каскан, мантоварка). Тесто: на 1 кг муки пол-литра горячей воды, соль, - хорошо вымесить, дать полежать. Фарш: нарезанная мелкими (полсантиметра) кубиками тыква, соевое мясо соразмерными кусочками в равных пропорциях с тыквой, специи: соль, красный перец, аджиномото. Тесто раскатывать тонкими кругами размером с небольшое блюдце. На середину выкладывается фарш, столовая ложка с горкой. Тесто защипывается сверху: мешочком или фигурно. Решетки смазываются растительным маслом. Выложить на них манты (не тесно, а то слипнутся), вставить в кастрюлю, где уже кипит вода и варить на пару 45 мин. Подавать с соусом: соевый соус (классический, корейский, коричневый) вполовину разбавить водой, добавить самую малость уксуса, красный перец (ощутимое количество), измельченный чеснок.

Вареники с вишнями

Сделать тесто из муки на воде, не очень крутое, раскатать на тоненький корж. Вишни очистить от косточек, посыпать сахаром. Сок, который стечет, переварить с сахаром. Лепить маленькие вареники, отварить, отцедить на дуршлаг, полить на блюде соком. Подавать холодными.

Вареники с яблоками

Для начинки возьмем 800 г яблок, 1/2 стакана сахара. Яблоки очистить от кожицы, удалить сердцевину, нарезать соломкой, пересыпать сахаром, приготовить вареники из не очень тонкого теста и сварить их. При подаче на стол вареники посыпать сахаром или полить медом.

Доброе дело тогда имеет цену, когда будет доведено до конца

(Из слова о Евлогии монахе и о нищем расслабленном)

Не сказано, братие, - претерпевший сколько-нибудь спасен будет, а сказано: “претерпевший до конца спасен будет” (Мф. 10, 22). А у нас этого-то, именно, чтобы терпеть до конца, и нет. Случается, что мы принимаемся за добрые дела с полною горячностью и одушевлением, но проходит немного времени, и мы к доброму делу, за которое взялись, становимся все холоднее и холоднее; а иногда и перед самым концом его, когда бы только оставалось получить за него венец, бросаем его и, таким образом, все ваше дело уподобляется храмине, построенной на песке, на которую как только налетел ветер, то всю и разметал ее (Мф. 7, 26. 27).

Нет, не так должны поступать мы. Уж если что начал доброе, так доводи до конца, не поддаваясь искушениям; а то как раз дьявол вырвет венец уготованный тебе, и награда твоя пропала.

Один инок, по имени Евлогий, встретив на улице нищего, лишенного употребления рук и ног, сжалился над ним, и в душе дал пред Богом такое обещание: “Господи, во имя Твое, возьму сего расслабленного и буду покоить его до смерти, чтобы, ради его, спастись. Дай мне терпение, чтобы служить ему”. Затем сделал предложение расслабленному поселиться у него в доме, и, когда тот согласился, взял его к себе. Прошло пятнадцать лет. В продолжение этого времени Евлогий служил расслабленному как отцу: всячески берег его, мыл, кормил сам переносил с места на место. Позавидовал дьявол такому терпению Евлогия и, желая лишить его достойной награды, вложил в сердце расслабленного гнев и злобу на Евлогия. И вот, дотоль кроткий, убогий начал всячески хулить и поносить Евлогия и, несмотря ни на какие с его стороны увещания и мольбы, довел его, наконец, до того, что Евлогий пришел в отчаяние. Что мне делать? говорил он знакомым инокам, расслабленный меня приводит в отчаяние. Бросить ли его? Но боюсь нарушить обещание, данное пред Богом. Не бросить? Но ведь он не дает мне покоя ни днем, ни ночью. Иноки предложили ему обратиться за советом к великому Антонию, и Евлогий послушался их. Антоний ему и расслабленному сначала сделал увещание жить в мире, и в заключение обоим сказал им: “Искушение, дети, пришло вам от сатаны, ибо вы оба близки к смерти и достойны получить от Бога венцы. Теперь не смущайтесь ничем. Иначе Ангел может застать вас в злобе друг против друга и лишить награды”. Убежденные Святым, Евлогий и расслабленный прожили после того в мире, только четырнадцать дней, и затем скончался Евлогий, а чрез три дня последовал за ним и расслабленный.

Итак, братие, будьте терпеливы. Возьмитесь за доброе дело, доводите его до конца и не ослабевайте в нем. Иначе награда пропала. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия Божия (Лук. 9, 62), говорит Сам Господь. Аминь. (прот. В. Гурьев, Пролог, 12 сент.)

Краткая аннотация

В настоящее время заметно увеличивается интерес к подлинно народной культуре, древним традициям и обычаям. Никто из нас не может в полной мере чувствовать себя патриотом родной земли, хотя бы время от времени, не обращаясь к истокам мудрости живой старины. Всем интересно история родного края. Что было, 100-200 лет назад? Какие праздники были у семейских, как они их отмечали, какие блюда были на столе каждый день, а какие только по праздникам? Ведь наша малая этническая группа «Семейские», по вековым меркам, образовалась сравнительно недавно. Около трёх веков назад первые «Семейские» поселились в этом суровом краю. Чего особенного могло произойти за этот достаточно небольшой промежуток времени? Сложилась огромная культура: это особенный быт, уклад жизни, духовно-песенное наследие и, наконец, своеобразная по-своему колоритная кухня. Некоторые традиции вообще исчезли из жизни, о них никто не помнит, а лишь имеются скудные представления. Наша школа носит название «Школа народных традиций», поэтому тему нашего проекта мы обозначили так: «Будни и праздники семейской кухни». Новизна проекта состоит в том, что проведены исследования по изучению традиционной семейской кухни, собран уникальный материал у «старожил» села. А также положено начало созданию эксклюзивному красочному каталогу эскизов «Блюда семейских». Изготовлены муляжи праздничного и будничного блюд. Работа в этом плане будет продолжена и в будущем будет создана коллекция творческих работ (наглядных пособий) из различных материалов.

Аннотация

Цель проекта:

Сохранение кулинарных традиций семейских Забайкалья.

Задачи:

1. Собрать и обработать материал по данной теме.

2. Изучить традиционную и обрядовую кухню семейских.

3. Создать каталог эскизов и муляжи блюд.

Вывод:

Работая над проектом, были сделаны следующие выводы:

Для чего нужно изучать культуру своей малой Родины? Традиционную русскую, семейскую кухню.

а) почувствовать себя патриотом своей малой Родины;

Тема: Будни и праздники семейской кухни.

РФ, Забайкальский край, Красночикойский район, с. Урлук

в) научиться готовить различные блюда;

г) дать возможность воспользоваться результатами своей деятельности учащимся и всем кому интересна тема данного исследования.

Проект рассчитан на дальнейшие исследования. Следует продолжать поиск информации и работать над продолжением электронного каталога.

Актуальность исследования.

Мы считаем, что тема нашего проекта должна многих заинтересовать. Уходят из жизни старожилы села и навсегда забываются секреты и премудрости приготовления некоторых блюд. Кто знает, например, что такое парёнки 1? А ведь в старину это блюдо было самым любимым у семейских, сладкое лакомство для детей. Если не успеешь сохранить хотя бы оставшуюся часть этих знаний и умений, которыми ещё располагают жители села, то впоследствии их никогда не восстановишь.

План исследований

Проблема. Происходит разрыв между преемственностью поколений, теряется ценная информация, практически отсутствуют издания по этой теме, как кухня семейских Забайкалья.

Гипотеза.

Предполагается, что данное исследование и результаты деятельности позволят изменить отношение к этнокультуре семейских, повысить интерес к подлинно народной культуре, возможно, возродить утерянные традиции.

Описание методов.

Методы исследования:

1. Метод информационного анализа. Этот метод использовался при анализе собранной информации у «старожил» села.

2. Метод ассоциации – метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления, приведение мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность.

3. Метод аналогии – метод решения поставленной задачи.

4. Метод проектирования. Создание продукта деятельности.

На этапе практического решения были использованы следующие приёмы:

1.Интервьирование.

2.Социологический опрос.

Поминальные ритуальные блюда:

В основном в рационе питания присутствовали мясные и овощные блюда, блюда из круп.

Мясо – ценный продукт животного происхождения, имеющий в своём составе белки, необходимые вещества для нормального развития организма, и жиры источник энергии. А овощи содержат витамины, углеводы и сахара. То есть семейские получили все необходимые вещества для нормальной жизнедеятельности организма.

Тема: Будни и праздники семейской кухни.

РФ, Забайкальский край, Красночикойский район, с. Урлук

МОУ Урлукская СОШ, 8 класс

Когда заходишь в музей и прикасаешься к предметам, которые использовались в домашнем хозяйстве 100 назад, то чувствуешь тепло, исходящее непонятно откуда. Удивительно, не правда ли? А представьте себе, если бы мы перенеслись назад в прошлое! Чтобы мы там увидели, какими были наши предки, по каким традициям они жили?

Материал проекта может использоваться классными руководителями , учащимися, работниками музея и всеми кому интересна эта тема.

Работа над проектом интересна, сложна, увлекательна. Расширяет знания о прошлом своего села, ориентирует на общение со старшим поколением, развивает интеллектуальные, творческие возможности.

На данном этапе развития нашего общества – эта тема очень актуальна, когда реализуется «Концепция духовно-нравственного развития личности»

Социологический опрос, интервьюирование показали:

Были опрошены пожилые люди села, учителя, учащиеся разных классов. Мнения респондентов не разошлись. Исследование показало, что проблема поставлена вовремя.

Пожилые люди охотно делились информацией. Учащиеся с большим интересом принимали участие в интервью.

Работа над проектом продолжается. Впереди увлекательная деятельность по созданию муляжей блюд семейской кухни.

Духовный и культурный мир был тесно связан с религией и хозяйственной деятельностью. Завершение важных и трудоемких дел всегда приурочивали к какому-либо религиозному празднику. Праздники проводили широко. Особое предпочтение отдавали Пасхе, Масленице, Троице, Рождеству. В дни празднования все население отдыхали. Родственники гостили друг у друга, ходили из дома в дом, либо выходили на улицу и продолжали веселиться; пели песни, плясали, играли в различные игры. Молодежь иногда собиралась на посиделки, которые организовывали в отдельных домах, чаще всего у одиноких женщин, у стариков. В летнее время гуляли на Крутой горе, за околицей, на завалинках. На праздниках молодые девчата и парни водили хороводы, играли в «лапту», в «городки» и другие игры. Дети из зажиточных семей на праздники устраивали катание на «тройках», украшенных дорогой сбруей.

Рукописи и книги, изданные ещё до раскола, бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. Большую часть бытовавших в Забайкальском регионе славяно-русских книг составляют печатные издания.

Музыкальных инструментов в селе почти не было, за исключением нескольких балалаек и 1-2 гармоней.

Семейские очень любят петь. В протяжных пес-нях раскрываются самобытные черты - многоголос-ное исполнение и использование внутриголосовых распевов. Протяжная многоголосная песня - основ-ное достояние фольклорной культуры семейских, их гордость, то, что они сохранили и пронесли сквозь века.

АРХИТЕКТУРА И ДОМОВАЯ РОСПИСЬ

Самобытность культуры семейских в полной мере отразилась в архитектуре. В ряду сибирских поселений живописные семейские села имеют осо-бый «лик», узнаваемый даже неискушенным наблю-дателем. Длинные многокилометровые улицы, пов-торяющие причудливые изгибы естественного ландшафта, застроенные добротно срубленными жилыми домами, обнесенные высокими заплотами, создают неповторимый колорит семейского посе-ления. Феномен этой архитектуры невозможно объ-яснить одними только архитектурными формами или глубокими исторически сложившимися строи-тельными традициями. В элементах декоративного убранства жилых домов - оконных наличниках, про-пильных подзорах карнизов, рельефной резьбе - за-частую узнается «почерк» городских мастеров или мастеров из близлежащих русских старожильческих и бурятских поселений. Шестистенные дома-связи, или пятистенки, так им полюбившиеся, повсеместно встречаются в сибирских деревнях и селах.

Сибирская домовая роспись - одно из интерес-нейших явлений в русской крестьянской живописи. Росписью занимались в большей степени женщины. Покрывали стены дома и сеней, перегородки, дере-вянные опечки, потолки, полы, матицы. Наиболее распространенными в этих росписях являлись круги в разнообразных вариациях. Круги вписаны друг в друга в количестве от 3 до 10 и даже более. Ширина и размеры круга брались произвольные. Вписанные круги соединяли между собой прямыми, волнооб-разными, ломаными линиями и крючками. Круги изображали одиночными, как центральный мотив, часто без соблюдения симметрии и пропорции.

Росписью украшали все - предметы труда, быта, посуду, ворота, крыльцо, игрушки. Особенность ис-кусства семейских в том, что геометрическая рос-пись хорошо гармонирует с яркой традиционной одеждой и внутренним убранством жилища. Хозяй-ка, умеющая украсить свой дом росписью, пользо-валась большим уважением у семейских. Для се-мейских деревень характерно заимствование основных мотивов и деталей друг у друга, однако каждый мастер вносил свою долю, сообразно своим вкусам. Проживая рядом с бурятами, семейские за-имствовали многие мотивы бурятского орнамента.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Резные украшения размещались на основных частях и деталях дома. Охлупень, венчающий крышу жилища, старались сделать резным, часто вырезали в форме конской головы, головы оленя, барана и петуха (конек). Кронштейны и крючья-курицы, на-личники, проемы крылец и полотнища ворот делали при помощи топора, ножа, долота, коловорота, лоб-зика - по принципу от простого к сложному.

Полотнища ворот - особая форма отделки - рез-ная апплике, рельефные многолепестковые розет-ки, каплевидные лепестки, ребристые лучевые ро-зетки. Примером могут служить прекрасные резные ворота в Этнографическом музее г. Улан-Удэ, уста-новленные на односторонней улице семейского комплекса. Хотя они и не принадлежали хозяину дома в прошлом. Дом перевезен из с. Куйтун, а во-рота из с. Новая Брянь. Но они характерны для се-мейского села XIX - начала XX века.

Ножки всех столов делались точеными. Рельеф-ная профильная резьба на наличниках комодов поч-ти совпадает с резными наличниками окон. Резьбой оформлялись предметы труда (прялки, самопрял-ки). Из сосны, кедра, пихты делались кадушки, водняки, лагуны, ушаты, квашенки. Деревянные игруш-ки с большой любовью дедушки мастерили своим внучатам («чечки» - по-местному).

В избах и забайкальских старообрядцев всегда очень чисто и опрятно. Чистота посуды - правило всех хозяек. В прошлые времена семейские боялись заразы. Для непрошенного гостя, прохожего хранилась другая посуда. Если человеку дали ковш воды или накормили его обедом, после хозяйка тщатель-но мыла эту посуду, шоркала песком или пеплом, тарелки и чашки (они же чаще были деревянные), полоскала чистой водой, ошпаривала кипятком, просушивала и снова ставила отдельно от семейной посуды - это спасало семьи от заразных болезней, инфекций и эпидемий.

Особое место занимал красный угол, в котором размещались иконы. Тут же, на угловом столике стояла кадильница, лежали свечи, на стене висели «лестовки» (четки) и «подрушники» - подручники, сшитые из лоскутков четырехугольные подушечки, которыми пользовались при земных поклонах. Впра-во и влево от божницы идут широкие деревянные лавки или расставлены стулья. Перед ними стоит обеденный стол. У стены, в стороне, обычно стоит столик, накрытый «базарской» скатертью, перед столиком висит зеркало, по обеим сторонам кото-рого свисают концы «рушника» - полотенца.

В углу у входа стоит кровать, украшенная рисунками и резьбой. Над кроватью - высокие полати, на которых зимой спала большая часть семейства. В противоположном углу, как правило, находилась большая русская печь, опечек которой разрисовы-вался разными цветами и птицами. Помещение пе-ред печью - куть - часто отделялось «заборкой» - пе-регородкой из досок или занавеской. Между печью «боковой стеной было небольшое помещение - «запечка», где хранилась вся необходимая домашняя посуда. Большим уважением в семейских селах пользо-вались мастера-печники, мастера по строительству мельниц и сами мельники, кузнецы. До сих пор в се-лах живут мастера-умельцы, которые делают изде-лия из бересты, дерева, металла, из талового прута. А туеса и сейчас пользуются у хозяек широким спро-сом. В них хранят соль, молоко, простоквашу, сме-тану, творог, сыпучие товары, различные крупы. Ле-том на сенокосе молоко сохраняется лучше, чем в другой посуде.

Сколько нужно было в селе выполнить разных работ: бондари делали бочки, шорники шили и чи-нили сбрую, мастера делали телеги и сани, веялки, сеялки, бороны, вилы, грабли. Мастерицы ткали и вязали домашние ковры, дорожки и половики.

Обычаи наших предков были простыми от рас-крытой души, от доверия к каждому. Многое из это-го заимствованно у бурят, живших бок о бок. При входе в дом не стучались. После поклона иконам во-шедший крестился, здоровался. Пришедших гостей после беседы угощали чаем.

Верили сельские жители в порчу, сглаз, «хомут», вещие сны, заговоры, приметы, ворожбу. Особая страсть - сказки, легенды, предания.

Многие в деревне имели прозвища, клички. Лю-били подтрунивать над лодырями, неряхами, пере-дразнивали скупых и злых.

Чистота в доме, во дворе, порядок на пашне и в огороде были залогом здоровья семьи. Все домо-чадцы знали свои обязанности и выполняли их без понуканий - этот неписанный закон сохраняется и поныне.

Одежду обычно производили сами. У некоторых сельчан были ткацкие станки, на которых ткали полотенца, половики, подвязки, пояса и т.д. Такие мастерицы, как Домна Терентьевна Иванова, Марфа Евстигнеевна Варфоломеева, Секлетинья Пахомовна Варфоломеева и многие другие.

Обувь была своего производства. Возделывали кожи и шили ичиги, пимы. Порой мужчины носили брюки из телячьей кожи или из овчины. Не у многих были сапоги или ботинки, а уж если были, то их носили десятилетиями, по праздникам.

Рабочей обувью были ичиги, под которые надевали теплые носки, связанные в «одну иголку» с толстой овечьей пряжи. Носки вязали без пятки, что позволяло надевать их, поворачивая каждый раз, это продлевало срок носки. Для зимней работы использовали утепленную обувь - пимы, которую одевали поверх ичигов. Шапки шили из собачьих шкур, шкур лесных зверей.

В праздничные дни люди принаряжались в шелковые, кашемировые, бархатные одежды, разных оттенков.

Мужской наряд состоял из рубахи, типично- русской косоворотки. Шили из ткани «далембы» черного, синего цвета- рабочие рубахи. Праздничные рубахи шили из однотонных цветов из ситца, сатина. Порой использовали ткань красного цвета. Рубаху подпоясывали широкими кушаками. Штаны украинско-белорусского типа. Верхней одеждой служил домотканый зипун, овчинный полушубок.

Одежда семейских отличается своей яркостью, опрятностью, расшитыми головными уборами и са-рафанами, сходными с одеждой русских крестьянок средней полосы России.

У семейских в силу приверженности старине и религиозных воззрений очень долго сохранялись старинные формы национальной одежды. Одежда семейских представляла собой своеобразный вари-ант русского национального костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков и сходный с одеждой других двух старообрядческих групп, по-селившихся на Алтае. Наиболее существенным от-личием семейского комплекта являются женские головные уборы и прямой сарафан (ранее косоклинный), который не встречался у старожилов Восточ-ной Сибири.

Одежда семейских приняла свой окончательный вид в конце ХVII - начале ХVIII вв., когда староверы проживали в Польше. Она включала в себя не только северо-великорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского, украинского костюмов (гачи, шаровары, ношение корольков, различные способы повязывания платков). Имелись в них и южно-великорусские черты одежды: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, «дутые» бусы. Яркость тканей, украшения цветами (живыми и искусственными) и птичьими перьями.

Отличительной особенностью одежды семейских главным образом у женщин, является ее яркость, красоч-ность. Наряд в праздничные дни состоял из рубашки с прямыми полами, цветными рукавами, поверх ко-торой надевался яркий цветной, отделанный лента-мисарафан на «проймах» (лямках). В будничные дни носили темный одноцветный сарафан, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно от-личались по цвету от сарафана. Для крепости «до-брый», т.е. из дорогой материи, сарафан с изнанки подшивался другим материалом. Под сарафан на рубаху надевалась юбка. К юбке пришивалась «станушка» (низ) из грубой материи и рукава из фабрич-ной цветной ткани.

Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, тканый в старину из шерсти, позже - из шел-ковых или бумажных ниток. Пояса были красиво от-деланы геометрическими фигурами из разноцвет-ных ниток. Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т.д.

Поверх сарафана спереди на шею надевался цветастый «запон» - фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии лен-точками или шнурками.

На шею на гайтане (шнурке или тесемке) вешали медный восьмиконечный крестик и прятали его под одежду. Грудь у женщин, особенно в праздники, была украшена бусами - «янтарями», которые очень ценились.

Верхней одеждой служил халат, надевавшийся на накидку, рукава же свисали сзади. Зимой также носили меховые шубки и плисовые бекеши. На службы в церковь надевали длинные халаты. Халат по-короче служил для дома. Позже стали носить «курмушки» - подобие жакета с клиньями.

Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек. Кичка - неза-менимая деталь одежды семейского костюма. Она вышивалась под золото выпуклой гладью. Пояска - неширокая полоска внизу кички вышивалась бисе-ром в восемь ярусов. Отделкой кичек занималась самые искусные мастерицы. Вверху кички (посере-дине) пришивали украшение из цветных ниток - пучек.

Комплект мужской одежды у семейских смешан-ный: рубаха-косоворотка чисто великорусская, а штаны - украинско-белорусского типа.

Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, шта-нов, головного убора, верхней одежды и обуви. Холщевая рубашка без воротника, с разрезом с левой стороны и с «ластовкой» (вставка под мышками) низ-ко подпоясывалась широким кушаком. В конце XIX в. были распространены косоворотки со стоячим воротником, появились ситцевые рубахи; богатые носили шерстяные, плисовые и бурсовые рубахи.

Штаны носили широкие (шаровары), иногда цветные. На голову надевалась круглая войлочная или самодельная шерстяная шляпа. Были в моде шапки лисьи или бобровые с лентами на макушке. В конце XIX в. появились «курашки» - картузы.

На ноги обували сапоги, унты, «боретки», ичиги, пимы, катанки. Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дуб-леной кожи с внутренним швом, а затем выворачивали. Голенища их были до колен и выше и перевя-зывались у щиколотки подвязками (тканой вязаной тесьмой или ремешками). Летом ичиги носили с портянками, зимой - с беспятными шерстяными но-сками.

Были распространены шубы из овчины, полу-шубки, тулупы. Доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды, шилась из собачьего или гураньего меха. В будни носили «шамели» - зипуны, сшитые из самодельного сукна, а по праздникам - лисовые «курмушки», бекеши, борчатки. На руки зимой надевали «варьги» - варежки из шерсти овечьей и коровьей, связанные одной иглой, а также обыкновенной вязки - пятью иголка-ми. Иногда для крепости шерсть пряли совместно с пенькой.

Женский наряд.

Сарафан своеобразного покроя, где передняя часть сарафана намного выше задней. Сарафан очень широкий, присборенный с верху, возле широких бретелек. Для шитья сарафана взрослой женщины использовали 3-4м. ткани. Шили сарафан с подкладом. Праздничные сарафаны шили с яркой, обычно с крупными цветами, кашемировой ткани. Рабочую одежду шили не настолько яркой, из ткани отечественного производства; сатина, ситца. Под сарафан надевали рубаху, к которой пришивалась юбка, называлась она «станушка». Праздничные рубахи шили из атласа, шелка, украшали мелкой вышивкой воротник-стойку, рукава, вырез. Подпоясывали сарафан кушаком. Поверх сарафана надевали фартук, который называется «запон».

Сарафан и запон украшали по подолу лентами разных цветов или ажурными кружевами, вязанными в ручную. На голове носили кичку, которая представляла собой специально сшитое приспособление в виде шапочки с уплотнением-рожком впереди, за который крепился платок. Концами платок обвивали вокруг головы и крепили булавками, один конец свисал свободно позади головы. На праздник кичку делали из нарядных кашемировых и атласных больших платков. Украшали кичку цветами, брошами. Под кичку надевали специальное приспособление «кучери», которые пришивали к шапочке. Они были видны из-под платка, придавая видимость кудрей. На кучери нашивали бисер или смазанные маслом и высушенные перья. Под рубаху, под воротник надевали «подзатыльник», сшитый из парчи. Надевали его с целью, чтобы меньше загрязнялась рубаха. На шею надевали мониста в несколько рядов, янтарные бусы.

Верхней одеждой служила поддевка, плюшевые жакетки. Рабочей одеждой служила стеганая куртка - «курмушка». Кичку женщина одевала, когда выходила замуж. В девичестве носила платок. Заплетала одну косу, в замужестве - две. Семейские являются хранителями уникальных форм древнерусской одежды. Исследователи находят в одежде черты юго-западных областей России, а также украинско-белорусские. Увлечение семейских яркими цветами в костюме, узорами, обилием украшений, применению различных лент, кружевов, подвязыванию дополнительного платка, обычаю украшать головные уборы цветами - все это близко к украинской традиции.

Головной убор - кичка.

У семейских более чем у других, нашли приме-нение китайские ткани даба, далемба, шелка - бурс, канфа, чесуча и др. И если в Приангарье в конце XIX в. шелковье вышло из моды и его распродавали и жертвовали в церковь, то в Забайкалье старинные шелковые ткани использовались для праздничной одежды и после Октябрьской революции. Бумажные ткани, шелковые платки - атласы и тонкие шерстя-ные кашемировые шали - изделия русских фабрик -также находили здесь широкий сбыт.

КУХНЯ СТАРООБРЯДЦЕВ

Кухня семейских состоит строго из скоромной (мясной) в мясоеды и постной в посты еды. Главным продуктом питания считается хлеб ржаной, пшенич-ный. В большом количестве употребляются карто-фель, капуста и другие овощи, особенно осенью и зимой.

В мясоеды питание состоит из баранины, свини-ны, говядины, мяса диких коз и изюбрей. Едят мясо жареным и тушеным, мясные щи (шти), суп, похлеб-ку, яичницу на сале, молоко, масло, сметану, творог, простоквашу, картофель на масле, картофель с са-лом, пельмени, суп-лапшу с мясом, пирожки с пече-нью, студень и другие блюда. По средам и пятницам, считающимися постными днями, пища скуднее: хлеб, блюда из муки, толченый картофель с расти-тельным маслом (бульбишня) или «в мундире» (с кожурой), капуста, постные щи, суп, ботвинья с лу-ком, кисель, разные каши.

В пост пекут пирог с луком, грибами, морковью, иногда с рыбой, лепешки с ягодами. Любят печь пироженики (пирожки) с разной начинкой: черемухой, морковью, яйцом и др.

Особенно обильной и вкусной бывает пища по праздникам: пирожки с мясом, пельмени, жареные поросята, лапша с мясом или молоком, картофель с мясом, яйца вареные, яичница, сдобная стряпня. Из рыбы особенно ценятся омуль и кета. В чай добав-ляют дикорастущие растения: бадан, иван-чай, брусничник, листья смородины, листья малины, шульту (сердцевину березы), чагу (березовый на-рост), ревень, чай с «забелкою» (с молоком), готовят ботвинью и квас.

Чай семейские долго не принимали, считали за грех. Хотя перевозками его занимались из Кяхты. Использовали чагу (березовые наросты-шарики), их в разные годы называли по-разному: шульта, а ныне это бифунген, рекомендован в народной медицине в микстурах и кремах-мазях при опухолевых новооб-разованиях, варикозных расширениях вен, многих кожных заболеваниях - панацея от многих заболе-ваний.

Туеса, корзина, кадки.

Хозяйственные принадлежности.

Среди Никольского населения были неплохие умельцы: плотники, столяры, бондари, кузнецы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся предметы: телеги (шарабаны), ткацкие станки, деревянные кровати, туеса, ложки, резьба на оконных наличниках, воротах и т.д.

Колодцы рыли вручную, глубина до 3-4 м. Воду зачерпывали «цепней», которая крепилась на трос. Трос прикручивали к «журавлю», на втором конце которого прикрепляли противовес, с помощью противовеса легче вынимать цепню с водой.

Праздники

Главный праздник христиан - Пасха - день, когда вновь переживается событие, не только изменившее ход истории, но и наполнившее новым содержанием взаимоотношение человека с Богом. Дата празднования Пасхи устанавливается в первое воскресение после весеннего полнолуния (которое наступает после или в день весеннего равноденствия), если это воскресение приходится после дня еврейской Пасхи. В противном случае, православная Пасха переносится на первый воскресный день после еврейской. Получается, что празднование Светлого Воскресения происходит в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. Дата празднования должна соответствовать евангельским событиям.

Важнейшими праздниками после Пасхи являются Двунадесятые. Они посвящены событиям земной жизни Христа и Богородицы и делятся на неподвижные (в соответствии с хронологией церковного года, начинающегося 1 сентября) и подвижные (соответствующие хронологии пасхального круга). Неподвижные праздники: 8(21)сентября - Рождество Богородицы;

Подвижные праздники: за неделю до Пасхи - Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение),

40-й день после Пасхи - День Святой Троицы (Пятидесятница).

Варфоломеева З.К.

В августе этого года в Бурятии проходят торжества, посвященные 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. С целью донести до потомков живую нить древних, глубинных традиций и обычаев, чтобы сохранить самобытное народное искусство семейских Министерство культуры Республики Бурятия, Республиканский центр народного творчества при поддержке Министерства культуры Российской Федерации провели 8 августа в Этнографическом музее народов Забайкалья Международный фестиваль-конкурс фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!»

Организаторы сообщают, что проведение фестиваля имеет своей целью сохранение преемственности и развитие самобытного уникального искусства старообрядцев, выявление интересных творческих коллективов, пропагандирующих народные традиции, международное культурное сотрудничество по обмену между фольклорными коллективами.

В ходе фестиваля состоялись конкурсы песенного и обрядового фольклора, гармонистов, частушечников, плясунов, старообрядческого костюма, выставки-ярмарки народных художественных промыслов, сувенирной продукции.

Гостями фестиваля стали и забайкальские казаки. История казачества за Байкалом началась с 40-х годов XVII века. Первым сюда пришел отряд во главе с Курбатом Ивановым. Столицей Забайкальского казачьего войска стал Читинский острог, основанный в 1653 году. В дальнейшем было сформировано «пограничное казачье войско», в которое входили и полки из бурятов. К началу XIX века на восточной границе Российской Империи была выстроена линия казачьих острогов. Забайкальские казаки принимали участие во всех военных конфликтах на Востоке России: они дошли до Пекина в Китайском походе, отважно сражались при Мукденах и в Порт-Артуре в русско-японской войне, первой мировой и многих других.

Приехали на фестиваль и китайские старообрядцы — потомки переселенцев из Забайкалья и Приморья, уходивших в Китай во время Гражданской войны и начавшейся коллективизации. В конце 1950-х годов, когда и в Китае пришли к власти коммунисты, почти все старообрядцы переселились Китая в Южную Америку, Австралию, США.

В китайском городе Аргун есть большая русская община. Много смешанных семей, в которых говорят сразу на двух языках. Китайские староверы также поют старинные русские песни. Они звучат очень чисто и ярко, по-китайски мелодично и вместе с тем совершенно по-русски — по языку, музыкальному сопровождению, одежде, эмоциям исполнителей.

Известный далеко за пределами Бурятии хор из села Большой Куналей также принял участие в фестивале. Село Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятии основано переселенцами-староверами в 1765 году в месте, где горные отроги переходили в пади. Название села происходит от бурятского слова «хунилла» — сборка, складка. Село известно своим хором, образованным в 1927 году из числа самобытных народных певцов. Старинные народные песни, составляющие репертуар, передаются из поколения в поколение. В 1967 году хору было присвоено звание «народный». Он неоднократно выезжал на гастроли за границу, удивляя слушателей не только звучанием семейских песен, но и красочными нарядами.

Певицы перед выступлением обязательно надевают старинные бусы из янтаря. Бусы эти массивны, сделаны из круглых, грубо обработанных кусков янтаря, а центральный, самый крупный янтарь оправлен в серебро. Ожерелья передаются из поколения в поколение, семейские покупали их на протяжении XIX в. в городе Кяхте, крупном тогда купеческом центре на торговых путях, соединявших Китай и Монголию с Россией и Западной Европой.

Переселившись в Забайкалье, староверы-семейские оказались в окружении иноязычного населения. Русские переселенцы не просто сдружились с коренным населением, но и переняли у бурятов способы хозяйствования. Встречались и смешанные браки, причем семейские старались обратить бурятов в свою веру.

Семейские сохранили до наших дней культуру допетровской Руси. Высокие деревянные избы, украшенные резьбой и яркими узорами, традиционная одежда, яркая и красочная. Они сохранили не только духовный опыт, но и традиции народного пения и другие элементы народно-бытовой культуры.

Кроме протяжных, «долгих» старинных песен, есть в репертуаре семейских и частушки. Это достаточно новое явление, возникшее в 20-е годы XX века как своеобразный отклик на ломку старых устроев. За долгое время частушки укоренились в древней культуре семейских.

Старинное село Верхний Жирим находится в 80 км. от Улан-Удэ в Тарбагатайском районе. Первоначально при переселении сюда семейских деревня была названа Чиримской и делилась на две части — поповцы и беспоповцы жили отдельно. По словам Ф. Ф. Болонева, известного исследователя семейских, название Жирим в переводе с бурятского означает «седельная подпруга». Живя в иноязычном окружении, русские переселенцы перенимали у бурят не только специфические для Забайкалья ремесла и способы земледелия, но и заимствовали названия.

На фестивале проходила выставка-ярмарка «Традиционная кухня семейских Забайкалья». Семейские хозяйки ценили такие блюда, которые можно было быстро приготовить на целый день для всей семьи. Готовили в русских печах, используя чугуны и сковороды. Раньше ели из деревянной посуды: чашки, ложки, стаканы. Была также посуда глиняная и берестяная, особенно туески для молочных продуктов и ягод.

Делегации из районов республики приехали со своей едой.

Главный продукт традиционного стола семейских - хлеб и другие изделия из ржаной и пшеничной муки. Хлеб замешивали на опаре и выпекали на поду, т.е. на кирпичах. В праздники выпечка была более разнообразной. Из сдобного теста на молоке с добавлением масла и яиц крутились тарки со сладкой начинкой, ватрушки с творогом, сгибни с начинкой из масла и сахара, лепешки, начиненные ягодами, сладкие пироги.

Староверы-семейские строго соблюдали посты (до 240 постных дней в году). При этом в кухне семейских было много и мясных блюд из баранины, свинины, говядины, дикой козы и изюбря. Традиционно семейские не ели зайчатину. Зачастую мясное блюдо было и первым, и вторым: жерёха, жаренина, жаркое. В качестве вторых блюд в основном была томленая каша, молочные продукты, малосольные огурцы и помидоры. В постные дни ели рыбные блюда. Однако рыбная ловля для семейских не была постоянным промыслом. Разную рыбу ели в сезон и солили впрок.

Семейские выращивали овощи, которые ели в сыром виде, а также варили, запекали, жарили. В постное время это был основной продукт на столе, в мясоеды — приправа к разнообразным мясным и рыбным блюдам. Дикорастущие растения употребляли в пищу в страдную пору, на сенокосе, в тайге при сборе лесных ягод, кедрового ореха, черемши.

Одежда семейских содержит элементы польского, белорусского и украинского костюма. Многие детали были заимствованы уже в Сибири у старожилов и бурят. Традиционный семейский женский костюм состоит из шелкового сарафана с тисненным рисунком в цвет ткани, кофты с присборенным рукавом, длинного передника (запона) из сатина с нашитыми лентами. Отличительные черты костюма: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, бусы, яркие ткани. Замужние женщины носят причудливо украшенные кички. Головной убор получается из свернутой определенным образом шали, украшенной по верху брошками и цветами.

Семейские сохранили подлинные старинные наряды. Сарафаны из богатой далембы, конхвы, атласа, плиса, бархата, кашемира свежо переливаются в лучах солнца набивным узором, в котором преобладают традиционные «пионы», сказочные цветы, известные теперь разве что по жостовской росписи. Шелковые кофты без вышивки «истинно семейских» цветов: алые, жаркие (оранжевые), черемные (бордово-коричневые), багульные (светло-малиновые), саранковые (светло-красные), поднебесные (бирюзово-зеленые) — покоят глаз глубиной и нежностью тона.

Жительницы семейских сел до сих пор ткут особые узорчатые ленты-пояса. Для этого используют специальные небольшие ткацкие станки. Пояса являются не просто предметом одежды, но произведением искусства. Сохраняя старинные традиции, бабушки обучают ткацкому ремеслу своих внучек.

Передники-запоны подбираются в контраст к сарафану. На ярком одноцветном поле мерцают тяжелые гирлянды (до 7—12 нитей) крупного янтаря простой старинной выделки; центральная бусина — «королек», размером с куриное яйцо, оправлена в серебряное кольцо. Талии подчеркнуты плетенными из гаруса узкими поясами, ромбический орнамент которых неотличим от белорусских опоясок. Крепкие яловичные сапоги подчеркивают житейскую предназначенность и добротность костюма. На фабричных атласных шалях, венчающих наряд (головной убор семейской женщины настолько сложен, что редкая из них может «завязать кику» одна, без помощи родственниц), красуются старинные брошки вперемешку с модной бижутерией.

Похожие публикации