Школьный повар. Школьные столовые: шеф-повара улучшили отвратительные блюда из детского меню

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Д.Тарасова г. Озерска Калининградской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Е. Юлдашева

«___»_____20_г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПОВАРА ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ

«___»_____20_г. № ___

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.На должность повара принимается лицо не моложе 18 лет, имеющее специальное образование.

1.2.Подчиняется директору школы, зам. директора по АХЧ, заведующей производством школьной столовой.

1.3.Назначение на должность, перемещение и освобождение от должности производит директор школы.

1.4.В своей деятельности повар руководствуется:

Руководящими и нормативными документами по вопросам выполняемой работы ;

Уставом школы;

Правилами внутреннего трудового распорядка:

Приказами, распоряжениями директора школы;

1.5. Повар должен знать:

Основы гигиены;

Санитарно-эпидемиологические правила;

Режим дня школы;

Нормы питания, основные правила приготовления блюд, сохранения и обогащения пищи витаминами ;

Правила пользования электрооборудованием;

Действия в экстремальных ситуациях.

2. ФУНКЦИИ

На повара возлагается функция обеспечения своевременного, в соответствии с режимом школы, доброкачественного приготовления пищи для детей и сотрудников.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций повар обязан:

3.1.Выполнять работу по приготовлению блюд и кулинарных изделий.

3.2.Участвовать в составлении меню на каждый день.

3.3.Осуществлять закладку продуктов в последовательности, учитывающей продолжительность их варки.

3.4.Принимать точно по весу доброкачественные продукты из кладовой, обеспечивать их гигиеническую и термическую обработку, культурную подачу пищи детям, в соответствии с нормой закладываемых продуктов на одного ребенка.

3.5.Обеспечивать:

Правильное хранение и расходование продуктов по назначению;

Гигиеническую обработку продуктов и подачу пищи в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

3.6.Отпускать готовую пищу в соответствии с нормой закладываемых продуктов в расчете на ребенка.

3.7.Закладывать и хранить суточные пробы всего дневного рациона согласно требованиям СанПина.

3.8.Выполнять вспомогательные работы при изготовлении блюд и кулинарных изделий.

3.9.Проводить обработку сырых и вареных продуктов при использовании соответствующих маркированных досок и ножей, исключать возможность контакта сырых и готовых продуктов.

3.10.В обязательном порядке процеживать рыбные и мясные бульоны .

3.11.Следить за санитарным состоянием кухни, кухонного инвентаря и оборудования и содержать его в чистоте (один раз в месяц проводить генеральную уборку).

3.12.Соблюдать правила личной гигиены, санитарные требования к технологий приготовления пищи.

3.13.Своевременно проходить медицинский осмотр.

3.14. После каждой технологической операции разделочный инвентарь подвергать санитарной обработке.

3.15. Не использовать в приготовлении пищи посуду с трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью.

3.16. Систематически проводить дез. обработку ветоши, пользоваться только маркированной ветошью согласно маркировки.

3.17. Чистую кухонную посуду хранить на стеллажах.

3.18. В работе использовать только соответственно промаркированный кухонный инвентарь (ножи, разделочные доски, чашки)

3.19. Для каждого помещения пищеблока пользоваться только промаркированным уборочным инвентарем .

3.20. Постоянно вести борьбу с мухами.

3.21. Следить и не нарушать товарного соседства в холодильниках.

4. ПРАВА

Повар имеет право:

4.1.Не принимать продукты, если они имеют признаки недоброкачественности.

4.2.Ходатайствовать перед администрацией о наказании лиц, использующих кухонный инвентарь без разрешения повара.

4.3.Требовать от администрации создания условий для выполнения прямых обязанностей, своевременного ремонта оборудования и обеспечение чистящими средствами .

За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов , законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, повар несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

7.6.Отсутствие обоснованных претензий со стороны Роспотребнадзора.

7.7.Правильный уровень калорийности приготовляемых блюд.

7.8. Соблюдение бюджета школы, экономия расходов.

7.9.Аккуратность, своевременность и точность оформления отчетной и рабочей документации.

7.10.Отсутствие негативных оценок со стороны директора школы.

7.11.Соблюдение трудовой дисциплины.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится в школе, другой - у работника.

8.2. Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций бухгалтерии школы.

8.3.Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом директора школы.

8.4.Должностная инструкция разработана в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы.

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий производством школьной столовой

подпись ФИО

С настоящей должностной инструкцией ознакомлен:

__________ ____________ «___»_____20_г.

Школьные столовые далеко не всегда оставляют приятные воспоминания. Слипшиеся макароны, недоваренная рыба, три кусочка картофеля в супе. Редакция Лайф #Еда узнала у школьников из Москвы и регионов России, какие блюда вызывают у них страх и ужас, и отправила их шеф-поварам на переделку.

Аркадий, 13 лет, Москва

В качестве самого нелюбимого блюда школьник выбрал рыбные котлеты с тушёной капустой: "В котлетах чувствуются кости, а сам фарш кажется непроваренным. А капуста мне просто чем-то ещё в первом классе не понравилась, поэтому я её не ем. Большинство ребят терпеть не могут ещё и кашу. Супы в школе вкусные, но там и пробовать нечего".

Исправить ситуацию взялся Кристиан Лоренцини, шеф-повар ресторана Christian, который славится своей авторской кухней:

"Ну что ж, ребёнок, буду тебя удивлять! Рыбные котлеты, конечно, не понравятся, если они будут недожаренными, да ещё и с костями. Их необходимо делать только из филе, из которого удалены все кости. Кроме того, недожаренная рыба - это просто опасно для здоровья.

Капуста могла не понравиться по нескольким причинам: во-первых, её слишком долго мариновали. Во-вторых, неправильная заправка. Лучше заправлять её лимонным или яблочным соком непосредственно перед подачей. Сама по себе капуста довольно пресная и не всем придётся по вкусу. Важно соблюсти верные пропорции соли и специй. Если подать капусту к рыбной котлете, особенно тушёную, выйдет суховато. Тут необходим соус, который свяжет воедино вкус двух разных блюд. Подойдёт любой яичный.

В Италии, насколько я помню из детства, в школе обязательно дают пасту, чаще всего с базиликом и томатным соусом или болоньезе. Также очень часто готовят суп минестроне, куриные и рыбные котлеты. Самый распространённый гарнир - картофельное пюре. Ещё обязателен салат из зелени с морковью и огурцами. На десерт дают фрукты. Обычно это яблоко или банан".

Рецепт рыбных котлет с капустой от Кристиана Лоренцини

Квашеная капуста:

На 5 кг капусты взять 80-120 г соли, 500 г воды, 2-3 лавровых листа, половинку репчатого лука, 2-3 зубчика чеснока, 50 г винного уксуса и 50 г сахара. Соединить ингредиенты и оставить на 72 часа мариноваться под прессом.

Через 3 дня слить рассол, взять необходимое для порции количество капусты и добавить нарезанные соломкой морковь и зелёное яблоко, заправить оливковым маслом Extra Virgin и соком лимона. Добавить свежий укроп.

Взять одно крупное зелёное яблоко, вырезать сердцевину и срезать верхнюю часть (не выбрасывать получившуюся "крышку"). Начинить капустой с морковью, закрыть "крышкой".

Рыбная котлета:

Порубить в фарш филе любой белой рыбы. На 100 г рыбы добавить по 10 г сливочного масла, щепотку соли, перца и тимьяна по вкусу. Слепить котлету, придать ей округлую форму. Далее обжарить её на оливковом масле с двух сторон до золотистой корочки. За минуту до готовности в сковороду добавить сливочное масло и свежий тимьян.

Яичный соус:

3 желтка и 2 столовые ложки винного белого уксуса смешать на водяной бане и активно перемешивать. Когда масса начнёт загустевать, добавить немного топлёного сливочного масла. Продолжать перемешивать. Когда консистенция будет похожа на майонез, добавить несколько капель вустерского соуса, соль, перец и рубленый эстрагон.

Арина, 8 лет, Якутск

Арине, второкласснице из Якутска, совсем не нравятся щи, приготовленные в школьной столовой: "Это самые ужасные щи: в них нет никакого вкуса и там плавает пластмассовая капуста".

Переделать это традиционное для русской кухни блюдо взялся Станислав Песоцкий, шеф-повар Bjorn - одного из самых нестандартных ресторанов Москвы.

"Основа хороших щей - наваристый, крепкий бульон и правильно приготовленная капуста. Чтобы капуста не была "пластмассовой", её необходимо как минимум протомить в течение нескольких часов. А это вряд ли кто для школьников будет делать. Не знаю, как в Якутии, но в Москве питание детям доставляют из комбинатов, которые готовят еду централизованно. Повара в школах лишь доводят и разогревают блюда. На мой взгляд, питанию детей в школах и детских садах не уделяется достаточного внимания. Многие повара, к сожалению, посредственно относятся к своей работе. А вкусно готовить может только по-настоящему влюблённый в свою профессию повар.

Рецепт-идея для супа из печёной капусты

Запечь целый кочан капусты при t 150°С в течение ночи. Капуста уменьшается в размерах в несколько раз, снаружи обгорает, а внутри запекается в собственном соку. Часть запечённого кочана нарезать и обжарить на гриле. На базе другой части сварить бульон, предварительно очистив капусту от обгоревших листьев.

Для приготовления концентрированного, насыщенного капустного бульона необходимо 5 кг запечённой капусты залить 2 л воды и протомить при t 90°С 6-8 часов. Далее 1 л бульона необходимо заправить чесноком, кориандром и другими травами по вкусу. В готовый бульон добавить обжаренную на гриле капусту, а также томлёное утиное филе, запечённый картофель, нарезанную кружочками маринованную морковь, подкопчённую сметану, укропное масло и свежий укроп.

Алиса, 10 лет, и Даниил, 12 лет, Воронеж

Мама детей сообщила, что они жалуются на рыбу: и внешний вид, и вкус оставляют желать лучшего. Хек кажется им сырым, недоваренным: "Говорят, что в основном есть можно только пиццу, сосиску в тесте, булочки с маком и сгущёнкой. Просили передать, что будут счастливы, если вы сможете изменить их школьную еду".

Шеф-повар ресторана il forno Алексей Беседин решил не только исправить это кулинарное недоразумение, но и пойти дальше. Он добавил в классический хек под маринадом карамелизированный лук и шампиньоны.

"Школьники, безусловно, должны питаться правильной сбалансированной пищей, чтобы комфортно чувствовать себя в течение дня. К сожалению, в большинстве школ это правило не соблюдается. Дети, находясь в школе, испытывают умственное напряжение и стресс, расходуют большое количество энергии. Думаю, со мной согласится каждый, что физически и морально ребёнку учиться нелегко.

Я бы ввёл в рацион больше круп: от гречки до полбы, на перекусы предлагал бы орехи, мюсли, шоколад, фрукты. Я бы изменил подход к употреблению еды в школьных столовых в целом. Например, во Франции школьников приучают к полезной взрослой пище и уже в начальных классах их кормят крем-супом из цукини. Что касается лично моих воспоминаний, то я просто обожаю школьные пирожки с картошкой и витаминный салат с хрустящей капустой. А вот запах столовских щей не переносил, так же как вкус и вид водянистого картофельного пюре".

Хек под маринадом с карамелизированным луком

  • Хек филе - 150 г;
  • морковь - 100 г;
  • тыква - 50 г;
  • зелёный горошек - 20 г;
  • лук репчатый - 1 шт.;
  • розмарин - 1 веточка;
  • сливочное масло - 50 г;
  • тыквенное масло - 1 ч. л.

Филе хека посолить, затем приготовить на пару. Морковь, тыкву обработать и нарезать средними кубиками. Обжарить на масле, влить бульон или воду, чтобы влага слегка закрыла коренья. Тушить на среднем огне, пока овощи не станут мягкими. Слить воду и пробить в блендере до состояния однородного пюре. Лук нарезать кольцами и обжарить на сливочном масле, убавить огонь, добавить сахар, розмарин и медленно карамелизировать лук в течение 10 мин. В конце добавить зелёный горошек и прогреть его. На тарелку выложить пюре, затем готовый лук с горошком, сверху рыбу, украсить зеленью и чипсами из овощей. Декорировать тыквенным маслом.

Анна, 7 лет, Сочи

Семилетняя Аня из Сочи не в восторге от творожной запеканки, которой их кормят в столовой: "Её дают через день. Мне она не нравится, потому что выглядит как каша. Невкусно, несладко и некрасиво".

Шеф-повар ресторана La Pasta Сергей Барцаев тоже не любил школьную запеканку, поэтому выбрал именно это блюдо для переделки.

"Для детей особенно важны белки и углеводы. Творожные блюда играют очень важную роль для роста и развития, так как они содержат много кальция и белка. Творог - главный компонент запеканки - допустимо употреблять даже при нарушениях пищеварения, поскольку он не вызывает раздражения слизистой оболочки желудка и не увеличивает кислотность. Это богатый источник органических кислот, а также минералов - фосфора, кальция, магния.

Я считаю, что блюдо должно выглядеть вкусно, так как в первую очередь мы едим глазами. Детки просят что-то купить только потому, что им это понравилось с первого взгляда. Поэтому запеканку я сделал в индивидуальной форме, как маленькие кексы. Её удобно готовить и удобно есть. Выглядит привлекательно, состоит из натуральных продуктов - творога, сметаны, манной крупы, яйца, сахара и ванили. Украсить запеканку можно, полив её джемом, сметаной, сгущённым молоком. Я украсил своё блюдо взбитыми сливками, шоколадной крошкой, корицей, грушей. Импровизировать можно бесконечно.

В детстве я тоже не любил школьную запеканку, потому что в неё добавляли изюм. Она была кислой, с подгорелой коркой. По вкусу моя запеканка напоминает всеми любимый чизкейк. Думаю, если такую запеканку готовить деткам в школьной столовой, то они будут есть её с радостью не только через день, но и каждый день!"

Александр, 17 лет, Балаково

Саша заканчивает школу в следующем году, но, видимо, он покинет альма-матер не без плохих воспоминаний о манной каше: "Я люблю манную кашу, но как её готовят в нашей столовой - это просто ужас. Она постоянно с комочками и без сахара. Ещё кажется, будто её делают на воде".

Шеф-повар Burger & Pizzetta Били Шабани не только избавился от комочков, но и раскрасил блюдо тропическими вкусами - апельсином и фейхоа.

"Лично мне не нравится, что у школьников нет выбора. Их просто ставят перед фактом, что сегодня они должны есть. И никто не интересуется предпочтениями школьника. Я бы добавил в их рацион больше фруктов. Даже если ту же самую ненавистную овсянку разбавить сезонными фруктами, ребёнку будет гораздо вкуснее. Да и визуальная подача тоже играет роль. Ну кому хочется есть некрасивую еду? Я рос в Италии, и нам можно было ходить обедать домой, что я и делал. Просто обожал домашние обеды! Хотя в школьной столовой у нас была очень вкусная выпечка, особенно круассаны и карамелизированные яблоки - вот от них я никогда не отказывался".

Рецепт манной каши от Били Шабани

  • Манная крупа - 40 г;
  • молоко - 200 мл;
  • цедра лайма - 1 г;
  • сливочное масло - 10 г;
  • сахарный песок - 5 г;
  • мякоть апельсина - 20 г;
  • очищенный от кожуры фейхоа - 15 г;
  • ягодный джем (любой по вкусу) - 15 г.

Манную крупу отварить на молоке с добавлением цедры лайма, сливочного масла и сахарного песка. Варить до готовности. Далее очистить от кожуры и косточек 4-5 сегментов апельсина, порезать их на кубики, добавить очищенную от кожуры фейхоа, вишнёвый (или любой другой ягодный) джем. Украсить свежей мятой.

, равно как инструкция повара ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), имеет некоторые особенности, отличающие ее от подобных документов, составленных для поваров других организаций. Связано это с тем, что работать такому сотруднику приходится в контакте с детьми. Об основных моментах, связанных с разработкой должностной инструкции для указанных специалистов, и пойдет речь в нашем материале.

Особенности трудовых функций повара школы или ДОУ

Суть трудовых функций поваров школьной столовой или столовой дошкольного образовательного учреждения (детского сада), так же как и любых других, заключается в приготовлении еды. Однако особенностью деятельности указанных специалистов является то, что пищу им приходится готовить для детей — а это значит, что требования к блюдам значительно повышаются. Иными словами, при приготовлении блюд школьным и детсадовским поварам требуется учитывать особенности питания детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

При этом неслучайно функции поваров школьной столовой и столовой детсада в нашей статье рассматриваются в совокупности: в некоторых организациях должностная инструкция для этих специалистов так и называется — должностная инструкция повара детского питания. Разница в особенностях труда на данных должностях заключается лишь в возрастных рамках детей, которые необходимо учитывать в ходе работы.

Стандартная структура должностной инструкции повара школы/детсада

Несмотря на то что образовательные учреждения (и школы, и детские сады) в большинстве своем организации государственные, должностные инструкции для своих работников они вправе разрабатывать самостоятельно, исходя из реалий и специфики работы конкретной организации. При этом, как правило, должностные инструкции поваров школ или детских садов все равно имеют общую структуру, принятую правилами кадрового делопроизводства.

В первую очередь в инструкции указывается информация о дате утверждения документа и руководителе, сделавшем это. Эти данные указываются в столбце в правом верхнем углу титульного листа инструкции. После надписи «Утверждаю» руководитель ставит свою подпись в специально оставленной для этого пустой графе. В этом же столбце же могут проставляться подписи лиц, с которыми был согласован текст документа в процессе разработки (хотя иногда сведения о согласовании располагают в конце инструкции).

Не знаете свои права?

Общие положения должностной инструкции такого повара включают в себя основные требования, предъявляемые к кандидату на должность (возраст, образование, навыки, опыт работы), а также определяют положение сотрудника в общей структуре заведения (подчинение, замещение и т. д.). Кроме того, в этом же разделе устанавливаются правила приема и увольнения работника.

Основной раздел документа посвящен описанию должностных прав и обязанностей повара. При этом важно помнить: чем подробнее и конкретнее будут расписаны трудовые права и обязанности работника в его должностной инструкции, тем проще ему будет понять, что от него требуется, и тем эффективнее он будет выполнять свою работу.

Последний раздел инструкции обычно посвящен ответственности работника. Здесь определяется и то, за что несет ответственность повар, и варианты наказания за неисполнение установленных положений. Необходимо только не забывать при составлении, что ответственность работника по должностной инструкции не может быть строже предусмотренной законодательством.

Основные требования к школьному повару или повару детского сада

Основные требования к кандидату на должность повара детского образовательного учреждения содержатся в профессиональном стандарте «Повар», утвержденном приказом Минтруда от 08.09.2015 № 610н. Их можно описать в трех пунктах:

  1. Профессиональные навыки. Сюда включаются в первую очередь требования о профильном образовании и, возможно, опыте работы. Кроме того, работа повара предполагает знание необходимых санитарных правил и норм, правил и норм приготовления пищи для детей, норм техники безопасности и пожарной безопасности. Например, работник обязательно должен быть знаком с такими документами, как СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 (для сотрудников детсадов) и СанПиН 2.4.2.2821-10 от 25.12.2013 (для работающих в школах).
  2. Необходимые знания. При осуществлении своих трудовых функций школьные и детсадовские повара должны знать и использовать в работе информацию:
  • об основах и значении питания в жизни детей грудного, дошкольного и школьного возраста;
  • характеристиках и биологической ценности пищевых продуктов;
  • признаках доброкачественности продуктов и методах определения качества;
  • периодах допустимого хранения сырой и готовой продукции и полуфабрикатов;
  • особенностях кулинарной обработки продуктов для детей;
  • объеме блюд в соответствии с возрастом детей;
  • правилах раздачи пищи детям.
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья. Повар школьной столовой (или детского сада) должен иметь медицинскую книжку и быть готовым периодически проходить медицинские осмотры.
  • Основные должностные права и обязанности школьного или детсадовского повара

    Основной должностной обязанностью повара в школе (или детском саду) является, конечно же, приготовление пищи. Однако сам процесс готовки включает в себя несколько составляющих, плюс существует ряд обязанностей, сопутствующих основным. Таким образом, чем четче и подробнее будет очерчен круг должностных обязанностей повара, тем эффективнее он сможет работать.

    К основным должностным обязанностям повара в школе/детсаду можно отнести:

    1. Участие в составлении меню на каждый день и неделю.
    2. Приготовление пищи в соответствии с правилами и нормативами готовки продуктов.
    3. Прием по весу и качеству продуктов со склада.
    4. Подачу пищи детям по весу в соответствии с возрастными нормами.
    5. Закладку и хранение продуктов (суточных проб) в соответствии с требованиями законодательства.
    6. Проведение обработки продуктов разных типов с использованием соответствующих досок и ножей, исключающих контакт сырых продуктов и прошедших термическую обработку.
    7. Обеспечение надлежащего состояния пищеблока, посуды, кухонного инвентаря и техники.
    8. Обеспечение правильного хранения продуктов.
    9. Соблюдение правил личной гигиены.
    10. Прохождение периодических медосмотров.
    11. Контроль за соблюдением правил продуктового соседства в холодильниках.

    Особенную важность для повара детского учреждения имеет перечень прав, установленных в должностной инструкции. Например, такой работник вправе:

    • не принимать со склада некачественные продукты;
    • обращаться к руководству с просьбой о наказании лиц, использующих кухонный инвентарь не по назначению;
    • требовать от руководства содействия в обеспечении надлежащего санитарного состояния кухни и работоспособности оборудования.

    Процесс разработки должностной инструкции для повара детского учреждения в общем ничем не отличается от процесса составления подобного документа для повара любой другой организации. Работа в образовательном учреждении оказывает влияние лишь на содержание разделов этого документа — и тут непременно нужно учитывать все нюансы, касающиеся работы в контакте с детьми.

    Похожие публикации