Причастие – это благодатное приобщение души к вечной жизни. Причащение - это что за обряд? Как подготовиться к причащению

Господь Иисус Христос именовал Себя «виноградной Лозой» (Ин. 15.1), сок плодов которой, то есть Его Кровь, должны пить все верующие в Него для обретения вечной жизни.

Кстати, в своих словах на Тайной Вечере Христос не употребляет слово «вино», которое нужно принимать в качестве его крови. «Ибо сказываю, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие…» (Лук. 22, 18). И далее апостол Лука описывает, как Христос взял чашу, говоря: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лук. 22, 20). Чем была наполнена чаша та – нам неведомо, ибо ни у одного евангелиста ее содержимое не указано.

Да, в жизни Церкви вино имеет важное литургическое значение. Однако первые христианские общины отличались в большинстве своем трезвостью, она же была одним из важнейших требований апостола Павла к священникам.

В церковное причастие алкоголь был внедрен после правления римского императора Юлиана (Отступника) в IV веке, когда христианство из религии низов преобразовалось в государственную религию. Но и в настоящее время в католицизме, например, вином причащается лишь духовенство, миряне – только хлебом, точнее, небольшими лепешками, называемыми облатками.

Коран, как известно, вообще запрещает употребление спиртного в любых видах и количествах, считая вино «гнусным делом сатаны».

Тем не менее, тот факт, что для причастия вместо сока или специального напитка из трав в православии стали со временем (из‑за более простого хранения и большого числа причастников) употреблять кагор или другие сорта вин, не должен смущать христиан. Для верующего человека нет никакого сомнения, что во время таинства евхаристии действительно происходит преображение хлеба и вина в святое Тело и Кровь Христову.

Многие священники и особенно дьяконы рассказывают о том, как отличается по воздействию на организм и внутреннее состояние даже значительное количество содержимого чаши, оставшегося после причастия, от разрушительного воздействия обычного вина. Кроме того, те порции, которые даются человеку при причащении, совершенно неопасны даже для младенцев.

Увы, для многих современных христиан употребление вина выходит далеко за литургические пределы. Хотя, напомним, на Руси это никогда не было нормой. Более того, как пишет в своей книге «На реках Вавилонских» И. К. Биндюков: «понятие вина существовало в дохристианской Руси как исключительно безалкогольная субстанция. Вином считалась смесь воды из 7‑10 целебных источников с добавлением лекарственных трав, которую употребляли больные и воины перед сражением».

Писание говорит нам, чтобы мы испытывали многое, но держались хорошего. Как метко заметил апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6.12).

Сам первоверховный Апостол в свое время употреблял вино крайне умеренно. Однако когда увидел горе, приносимое вином, то ради любви к ближнему положил для себя сухой закон: «Лучше… не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается... » (Рим. 14.21).

Пример апостола как нельзя более поучителен в наше время, поскольку, предупреждая о последних днях мира, Господь говорил о том, что наиболее распространенными грехами будет чревообъядение и пьянство: «Смотрите же за собою, чтобы сердца наши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими. » (Лк. 21.34).

Накануне одного из наиболее важных христианских праздников, Крещения Господня, нужно затронуть важную тему: отношения церкви и вина. Всем известно, какая роль отводится вину в церковной церемонии святого причастия, но разрешается ли пить вино во время церковных праздников?

Зачастую особенно рьяные христиане считают, что церковь вовсе запрещает принимать алкогольные напитки, и этот запрет распространяется и на вино. Оказывается в православной традиции, по словам иерея Даниила Сысоева, количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В нем говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль. Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. О соблюдении меры при употреблении алкоголя говорит и Священное писание, и медики, и здравый смысл.
Какое вино употребляется для Святого Причастия? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Принципиального значения крепость и сладость церковного вина не имеют. Гораздо важнее красный насыщенный цвет. Это вино ведь олицетворяет Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем. Перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Кагор получил свое название от города на юго-западе Франции. Готовили его, используя виноград сорта Мальбек, дающего ярко окрашенный сок. Оригинальность этому вину придавала особая технология приготовления. Не следует путать французское сухое вино Cahors с известным у нас креплёным десертным вином Кагор, применяющимся при проведении православных таинств. Несмотря на то, что православное вино произошло от французского, сегодня эти два вина существенно различаются. Православный кагор относится к креплёным винам. В конце XIX века в Каоре стали готовить вино для использования в церковном обряде причастия по заказу русского духовенства. Согласно условиям контракта, французы изготавливали пурпурное, густое и сладкое вино, причем продавать его могли только России. После революции 1917 года контракт был разорван и убытки, которые понесли Французские виноделы, пришлось возместить зарубежной Русской Православной Церкви. Но винодельческие республики Советского Союза создали технологию приготовления церковного вина; используя сорта винограда с наиболее интенсивной окраской: Саперави, Каберне-Совиньон, Мальбек, Морастель, Матраса и другие. В Массандре промышленное производство этого вина было начато в 1933 году, под названием Кагор «Аю-Даг».
Сейчас Массандра выпускает Кагор «Южнобережный» из древнего грузинского сорта винограда Саперави и Кагор «Партенит», который дополнен сортами винограда Каберне и Бастардо. Саперави – сорт винограда, из которого практически невозможно приготовить белое вино, так как даже сок ягоды густо окрашен, сортовое название переводится с грузинского как «красильщик». Массандра соблюдает классическую технологию изготовления Кагора, включающую прогрев дробленой ягоды винограда (мезги) до 60-65°С, что способствует более активному выделению красящих и дубильных веществ из кожицы ягоды в сусло (сок). В результате вино становится более насыщенным цветом и приобретает мощный вкус. Кагор «Южнобережный» – высококачественное марочное десертное красное вино. При производстве молодое вино Кагор «Южнобережный» выдерживается в подвалах в дубовых бочках три года. Кондиции готового вина: 16° спирта и 18% сахара. Нужно отметить, что содержание сахара в вине достигается естественным путём благодаря высокой сахаристости собранной виноградной ягоды (на переработку идет виноград с сахаром не менее 24%). На международных конкурсах вино «Кагор Южнобережный» награждено семью золотыми и двумя серебряными медалями. Цвет вина – интенсивно-рубиновый, с тонами пурпура, почти не просвечиваемый, за что и получил поэтическое сравнение с цветом южной ночи. Букет очень сложный, с оттенками молочных сливок и черной смородины. При многолетней выдержке в бутылках в букете появляются тона кофе, шоколада, ванили. Вкус вина экстрактивный, с мягкой терпкостью и бархатистостью, с богатой гаммой чернослива, смородины, сливок и шоколада. Массандровские Кагоры зарекомендовали себя как высококачественные вина, которые при многолетней выдержке становятся более тонкими, мягкими и изящными. В коллекции Массандры хранятся бутылки Кагора «Аю-Даг» старше семидесятилетнего возраста.

  • Просмотры: 2772

Причины, по которым православные христиане используют для причастия красное вино следует искать в Евангелии, где Христос сам сравнивал себя в виноградной лозой, а Бога-Отца – с виноградарем. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь» (Ин. 15:1).

Первое чудо, которое Христос совершил в Кане на свадебном пиру – это превращение обычной воды в превосходное вино. Он же установил и само Таинство Причастия на Тайной Вечере, обмакнув хлеб в вино и дав отведать каждому из апостолов.

Христос пил кагор?

Узнать какое именно вино пил Христос с апостолами на Вечере сейчас невозможно, но известно, что традиции виноделия в Иудее были древними. Богослов из Сан-Франциско, Дэниэл Кендалл, и ученый-антрополог Патрик МакГоверн из Пенсильванского университета считают, что в древности евреи, в отличие от своих соседей, пили довольно крепкие, концентрированные и сладкие вина.

В Ветхом Завете есть строки, в которых столица Иудеи сравнивается в блудницею: «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою» (книга Исайи.1:22), что говорит о том, что иудеи не разбавляли вино. Очень часто в библейские времена в него добавляли травы, сухофрукты, мёд, специи и даже смолу, чтобы оно дольше хранилось. В 2013 году возле Нахарии были найдены остатки вина, смешанного с мёдом, кедром, мятой, смолой и корицей. Известен случай, когда в одном из древних городов Израиля был найден сосуд с надписью, что в нем хранилось вино, сделанное из черного изюма. Это значит, что вино было не только концентрированным, но и весьма сладким и темным по цвету, то есть очень похожим на современный кагор.

Зная все это, легко себе представить то темное, ароматное, напитанное южным солнцем, густое, темное вино, в которое Христос погрузил хлеб, говоря при этом: «..сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»(Лк. 22:20).

Поэтому вполне закономерно, что православные христиане причащаются красным, сладким вином. В некоторых других христианских церквях это считают необязательным и причащают в том числе и светлым сухим вином.

Для России – только кагор!

После крещения Руси Владимиром дорогое вино для церковных нужд завозилось из других стран, сначала из Византии, затем – из Франции, из Италии и даже из Испании. В первый раз о кагоре, как о вине причастия, русские летописи пишут уже в XIII веке, а название происходит от названия французского местечка Kahor, где в средние века на берегу реки производились самые дорогие вина. Решение Собора 1551 года предписывало употреблять для церковного таинства итальянское «фряжское» вино.

Поскольку в стране отсутствовало оперативное транспортное сообщение и приходилось преодолевать огромные расстояния, часто возникали проблемы с хранением сухих европейских вин. – они скисали, превращаясь в уксус. Поэтому, предпочтение было отдано винам с более высоким содержанием спирта – креплёным, т.к они без проблем выдерживали длительную транспортировку.

Только в начале XVII века на юг России была завезена виноградная лоза из Закавказья. Русские монахи начали ее выращивать, собирать виноград и делать свое вино. Известно, что русский кагор настолько понравился знати, что уже 1613 году царь Михаил Федорович приказал поставлять его к царскому столу, ведь такое вино употреблялось не только для Евхаристии, но и подавалось по праздникам.

Именно с XVII века кагор распространился по Руси как вино, тесно связанное с церковными таинствами, и поставлялся во все храмы и монастыри. Разумеется, от европейского вина русский кагор отличался как сортом винограда (в России его делали из сортов Саперави и Каберне), так и технологией приготовления.

Для Таинств нужен «правильный» кагор

С 1699 года в Служебниках священников стало печататься так называемое «Известие поучительное», описывающее должное приготовление священника в различным видам богослужения. В нём совершенно точно описывается, какое именно вино пригодно для Евхаристии: оно обязательно должно быть виноградным, неразбавленным, без добавок, иметь чистый, ясный вкус и быть «к питию приемное»; испорченное, скисшее или мутное вино к причастию было не годно.

Однако в тяжелые времена церкви случалось и отступать от правила причащать православных христиан хлебом и вином – бывало, что вина просто не было. Например священномученик патриарх Ермоген в Смутное время разрешил совершать Евхаристию вишневым соком. В революционную разруху ради решения этого вопроса были специально созваны заседания Отдела о Богослужении и Совет епископов, которые разрешили в исключительных случаях при отсутствии вина совершать Евхаристию «на некоторых ягодных соках». Это решение пригодилось во время блокады Ленинграда, когда службы в храмах велись каждый день, и вместо вина прихожан причащали жидким клюквенным морсом, а просфоры делались из пайков священников.

Кагор бывает разный

Параллельно с использованием российского вина на Русь продолжали завозить и европейские вина. И примерно к XIX веку в стране сложилось преставление о кагоре, как об исключительно церковном вине, которое употребляли для таинств, праздничных застолий и даже для лечения разных болезней.

Сейчас кагор в РФ производят из винограда сортов Саперави и Каберне-Совиньон, а также Мальбек и Морастель. Содержание сахара в ягодах винограда должно быть на уровне 22–25%. У каждого производителя – свои секреты, своя рецептура, например, на Кавказе давленый виноград выдерживают в тепле сутки, чтобы аромат ягод полностью передался будущему вину, а в Крыму к виноградной мезге примешивают особое виноградное бренди и только потом выдерживают до готовности.

Если верить прихожанам, сейчас московские храмы предпочитают использовать для причастия испанский кагор Altra Terra, в Сибири любят «Маcсандру» и «Фанагорию», а лучшим кагором считается греческий Nama Byzantino – именно его поставляют в афонские монастыри и в Иерусалим.

Кагор - единственное вино, изготовленное по заказу Русской Православной Церкви.

Одна из его церковных задач- напоминать христианам об искупительной жертве Иисуса Христа.

Впервые кагор упоминается в 13 столетии. В это время вино с терпким вкусом и насыщенным красным цветом начинало приобретать свою популярность.

Родиной кагора считают Францию - страну с богатейшими традициями виноделия, а точнее, правобережье реки Лот, протекающей на юго-западе этой страны. Только на этих землях выращивают редкий сорт винограда, который является главным ингредиентом сухих вин сорта "Cahors ". Производным именно от этого названия и стало в русском языке слово кагор.

Но откровенно говоря, у привычного нам церковного кагора нет практически ничего общего с тем самым, французским.

История появления кагора.

По одной из версий, - очень понравилось Петру Первому, который позднее организовал его производство на родине.

Приверженцы иного мнения утверждают, что вино было выбрано представителями Православной Патриархии в качестве официального во время их пребывания во Франции.

Сделав выбор в пользу этого напитка, священнослужители поначалу решили закупать вино за границей в больших количествах, но такие поставки были достаточно дорогостоящими и обходились церкви "в копеечку".

Естественным выходом стало решение наладить производство кагора на южных территориях страны. Вследствие естественных географических и климатических причин, виноград, выращиваемый в России, не обладал такими же вкусовыми характеристиками, что и французский сорт.

У нас кагор производили из сортов винограда "каберне " и "саперави ", что придавало ему необычный бархатистый вкус и аромат черной смородины с нотками сливок и даже шоколада.

Поэтому наш кагор получился сладким, но это вовсе не означает, что он уступал своим насыщенным вкусом и богатым букетом французскому вину "Cahors ". Тем более, что русскому народу сладость родного кагора пришлась очень даже по вкусу.

Технология производства кагора.

При производстве кагора используют особые сорта винограда: Каберне-Совиньон, Морастель, Саперави и некоторые другие. Главное, чтобы их сахаристость была 22-25 процентов.

Самое важное в обработке ягод - из их кожицы извлечь как можно больше экстрактивных и красящих веществ.

Обрабатывают ягоды винограда на различных дробильных и центробежных машинах.

Церковный кагор относится к крепленым винам. Главная особенность технологии производства кагора состоит в достижении следующих качеств:

  • интенсивно окрашенного, ярко красного цвета;
  • сладость напитка;
  • ярковыраженный виноградный вкус.

Символичность кагора.

В православном христианстве используют для Таинства Причастия. Исходя из церковных канонов это вино должно быть виноградным и иметь насыщенный красный цвет. Одна из задач церковного кагора - быть похожим на кровь Христову.Что касается крепости, то церковный кагор следует относить к крепленым винам. Естественно, в церкви крепленый кагор разбавляется водой, но, что характерно, ничуть не теряет густоты своего красного цвета.

Сам Иисус себя сравнивал с виноградной лозой, а Бога Отца- с виноградарем, который очищает плодовитые ветви и отсекает бесплодные. А первым чудом Сына Божьего было превращение воды в вино на свадьбе.

Вино же в христианской традиции применяется в Таинстве Евхаристии, когда она превращается в кровь Христову, которую Он вместе с жизнью пожертвовал ради спасения человечества.

Христиане верят, что в Таинстве Евхаристии хлеб превращается в Тело, а вино в Кровь Христову, при этом вид и вкус хлеба и вина остаются неизменными. Христос взяв чашу и благодарив, подал им (апостолам) и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27-28). Вино, используемое для Причастия должно быть только виноградным, сладким и обязательно иметь насыщенный цвет, напоминающий кровь. Причем, цвет не должен меняться, если вино разбавить водой.
С таким заданием Русская Православная Церковь обратилась к французским виноделам, где выращивали интенсивно окрашенные сорта винограда: Каберне-Совиньон, Саперави, Бастардо, Мерло и др. Больше всего православным церковнослужителям подошло вино Cahors с богатым букетом. Это было в 18 веке, а до того русская церковь использовала греческие и итальянские вина.

Только к концу 19 века стали производить в Крыму, где сорта винограда больше всего отвечали требованиям производства церковного вина по сладости, крепости и цвету. Крымский кагор производили из сортов винограда «саперави» и «каберне», которые придали вину аромат черной смородины и особенный бархатистый вкус.

Кагор в христианстве

Членов Церкви причащают Телом и Кровью Христовой. Для этого крещенный православный верующий три дня поститься, молится, исповедуется. В день Причастия нужно стараться проводить день в особом благочестии и чистоте. Причащаться следующий канонам христианин должен не реже раза в год.

Детей причащают после крещения и до семилетнего возраста их разрешается причащать хоть каждый день.

Кагор в христианстве часто используют и простые люди, ставя его на стол в церковные праздники: Рождество, Пасху. Кагор можно пить во время Великого поста по выходным дням.

Настоящий кагор.

К сожалению, кагор нередко фальсифицируют, что обусловлено его высокой популярностью: ведь это вино используют не только для нужд Православной Церкви, но и на различных торжественных мероприятиях - свадьбах, именинах и т.д. К тому же, не следует забывать о его лечебных характеристиках: умеренные дозы прописывают для лечения и профилактики различных заболеваний.

Если однажды какой-нибудь француз заявит Вам, что настоящий кагор производится только во Франции, можете смело поспорить с ним. Кагор , это ни с чем не сравнимый вкус, аромат и польза.

Арина, Петрозаводск

Почему при Причастии используют вино, если алкоголь вреден для здоровья?

Здравствуйте. Я атеист, но лояльно отношусь к религии, и мне интересны вопросы теологии, особенно некоторые обряды, правила и запреты в православии. Поэтому хочу задать вопрос: при причастии верующим дают вкусить «кровь и плоть Христову», т.е. вино и просфору. Является ли обязательным выпивание вина? РПЦ против алкоголизма и активно пропагандирует отказ от алкоголя. Почему священнослужители не дают в виде альтернативы сок или даже просто подкрашенную воду? Ведь символ «крови Христа» не обязательно должен быть алкогольным, особенно для детей и тех, кто зависим от алкоголя. Задавая этот вопрос знакомым верующим, я ни разу не услышала в ответ, что священник предложил им на причастии вместо вина сок. Почему? Согласна, что для взрослого здорового человека капля вина не несет никакого вреда, но ведь причащают и младенцев, а для них даже капля вина может иметь вред. Мои знакомые верующие дают ответ только в вере - если верить, что кагор не принесет вреда на причастии, то будет только польза, потому что в чаше не вино, а кровь Христова. Возможно, они правы, но от медицины никуда не уйдешь, детям алкоголь категорически запрещен, и их организму не объяснишь всех таинств о безвредии вина в чаше.

Здравствуйте! Хорошо, что Вы интересуетесь вопросами веры, хотя и называете себя атеистом. Вот когда человек равнодушен к основным вопросам бытия и у него нет никакой тяги к Богу и истине — это плохо.

Но почему Вас заинтересовал именно этот аспект православной христианской веры? В древности о Таинстве Причастия говорили только людям, готовящимся к принятию крещения. Эти знания были недоступны для внешних.

Читали ли Вы Евангелие? Помните первое чудо, сотворенное Христом? Это чудо в Кане Галилейской, где во время брачного мира Спаситель претворил воду в вино (Ин. 2:1-10). Кстати, обратите внимание, когда кончилось вино на пиру, Христос не сказал: «Хватит уже, ребята». Он даровал им лучшее вино. А верным Своим чадам, поэтично названным в притче «сынами брачными » (Мф. 9:15), Господь даровал Свое Тело и Кровь во спасение и просвещение душ. Это не символы, это именно так и есть. Потому и названо это Таинством, что под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Так веруют православные христиане согласно Священному Писанию и слову Самого Господа. И никакого вреда от Причастия для детей быть не может. Тому подтверждение — двухтысячелетняя история Церкви. Приведу лишь один пример. Святой Андрей, архиепископ Критский, был нем до 7 лет и заговорил только после Причастия.

Для Причастия используется только красное виноградное вино от лозы, и ничем его заменить нельзя. Так установил Господь, таковы церковные правила. Прочтите вот эти Евангельские строки:

И когда они ели, Исус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего (Мф. 26:26-29). Смотрите также Мк. 14:22-25; Лк. 22:17-21.

Исус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6:53-55).

А Ваши «знания» о вреде капли алкоголя для ребенка основаны на доверии к словам медиков. Не сами же Вы проводили соответствующие исследования. Да я и не думаю, что такие когда-либо проводились (относительно «капли»). Поверьте и доверьтесь лучше Богу, Который не ошибается, «предусмотрел о нас нечто лучшее » (Евр. 11:40) и обещал дать нам жизнь и жизнь с преизбытком (Ин.10:10).

Похожие публикации