Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Откуда стол пришёл. Что можно приготовить к луковому супу

В зарождении нашей национальной кухни ключевую роль сыграли продукты, привезенные из разных стран мира. Однако именно эксперименты русских домохозяек и лучших поваров барского стола привнесли в мировую кулинарию наши любимые с детства супы, первоначально именуемые – «хлебовами» или «похлебками».

Борщ



Любимый суп императрицы Екатерины Великой вот уже несколько веков занимает место фаворита не только в русской национальной кухне, но и в меню большинства российских семей. И точно с такой же продолжительностью столетий наши соседи украинцы желают присвоить себе первоначальное авторство этого супа. Возможно, поэтому в меню некоторых заведений можно встретить «украинский борщ». Однако интерпретаций борща в нашей стране великое множество: холодный, свекольник, постный, с говядиной, с грибами – эти и другие разновидности этого супа часто встречаются в России. Но даже при таком разнообразии возможных ингредиентов неизменную основу настоящего русского борща составляют три главных овоща - свекла, капуста и морковь.

Рецепт: 400 г мяса, 5 картофелин, 3 шт. свеклы, 3 шт. моркови, 1 кочан капусты, 1 большой помидор, 2 ст. л. уксуса, 1 ст. л. сахара, соль, укроп, чеснок – по вкусу.

Приготовление: Поставьте мясо вариться. Когда мясо сварится, добавьте очищенный картофель и через пару минут нашинкованную капусту. Закройте кастрюлю крышкой. Разогрейте сковороду и налейте растительное масло. Выложите нарезанные соломкой морковь и свеклу, добавьте 2 ст. л. уксуса и 1 ст. л. сахара. Оставьте тушиться на 15 минут. Можно также добавить несколько ложек бульона для сочности. За несколько минут до готовности овощной смеси. Добавьте в нее помидор. Когда капуста и картофель практически будут готовы, выложите к ним морковь и свёклу и перемешайте. Оставить томиться на маленьком огне до готовности. Готовый борщ посыпать укропом и чесноком, разлить по тарелкам и украсить сметаной.

Солянка



Среди иностранных туристов существует шутливое гастрономическое правило: чтобы в России не умереть с голоду, достаточно знать одно слово – солянка. Еще много веков назад, когда в России не было даже помидор, крестьяне варили этот суп в качестве закуски к водке. В составе солянки обязательно был рассол, жирное мясо и овощи с грядки. Засчет своей наваристости и жирности солянка помогала меньше пьянеть и отлично утоляла голод. Тем не менее, этот суп нельзя было встретить на столах представителей высшего класса, поэтому первоначальное название супа – селянка – произошло от слова «село». В нашем нынешнем обиходе прочно закрепилось словосочетание «сборная солянка», которое используется не только в кулинарии, но и в других сферах жизни для описания разнообразия состава чего-либо.

Рецепт: 400 г говядины, 4 сосиски, 200 г. вареной колбасы, 3 соленых огурца, 200 г. ветчины, 1 шт. репчатого лука, 1 пучок петрушки, 1 банка маслин, 2 ст.л. томатной пасты.

Приготовление: Сварите бульон из говядины с добавлением лаврового листа и черного перца. Некрупно нарежьте мясо из бульона, сосиски, колбасу, ветчину, лук, огурцы, петрушку и тушите 10 минут с томатной пастой. Переложите готовую смесь в бульон и варите 10 минут. Затем добавьте мясо, сосиски, ветчину и колбасу. Варите до кипения. Влейте в суп маслины вместе с рассолом и доведите до кипения.

Рассольник



Подобно солянке этот суп был одним из древнейших на Руси, и варили его еще задолго до официального появления жидких горячих блюд в нашей стране (17-й век). Рассольник практически на 100% готовился из огуречного рассола с добавлением соленых огурцов, за что и получил свое название. Остальные ингредиенты супа (перловая крупа, морковь) были так же доступны и просты, что делало его частым гостем на столах у обычных крестьян. И, кстати, как и солянку, которую в те времена называли «похмелкой», рассольник часто использовали в качестве закуски к алкоголю или для облегчения похмельного состояния.

Рецепт: 300 г говядины, 150 г перловой крупы, 2 картофеля, 1 лук, 2 зубчика чеснока, 1 морковь, 3 маринованных огурца, зелень, перец, базилик – по вкусу.

Приготовление: Сварите говяжий бульон. Обжарьте на растительном масле мелко нарезанные лук, чеснок и морковь с добавлением приправ. Отварите до полуготовности перловую крупу. Мелко нарежьте картофель и добавьте его в готовый бульон вместе с поджаркой, крупой и приправами по вкусу. За 10 минут до готовности добавьте нарезанные огурцы и зелень.

Уха



Название этого супа долгое время было именем нарицательным (слово «уха» - производное от индоевропейского корня jus - отвар, навар) и использовалось для обозначения любого супа – овощная уха, мясная уха, рыбная уха. Но позднее, когда остальные супы получили свои названия, наименование «уха» закрепилось за супом из свежей рыбы. Интересно, что в кухне Прибалтики слово от того же корня обозначает суп с говядиной. Русская уха достаточно проста в приготовлении по количеству ингредиентов: их всего три - рыба, морковь и картофель. Однако варить ее достаточно долго, а также необходима правильная емкость для варки. Варить уху можно только в специальной неокисляемой посуде (эмалированной или глиняной), но ни в коем случае не в алюминиевой или чугунной. Еще одно важное отличие ухи от обыкновенного рыбного супа - использование свежей рыбы. Следует также помнить, что варить ее можно не из любой рыбы. Самые распространенные виды рыб, которые используются для приготовления ухи, - карп, окунь, карась и судак. Вкуснее всего уха получается, когда варится на открытом огне без крышки.

Рецепт: 400 г филе семги, 500 г картофеля, 150 г репчатого лука, 200 г моркови, 1 зубчик чеснока, 3 ст.л. томатной пасты, лавровый лист, соль, перец, зелень – по вкусу.

Приготовление: Нарежьте рыбу и картофель на маленькие кусочки и положите в кастрюлю с закипающей водой вместе со специями. Варите на среднем огне 25 минут. Нарезанный лук обжарьте на сковороде вместе с морковкой и томатной пастой. Добавьте поджарку в суп, варите еще несколько минут, посыпьте зеленью и подавайте на стол.

Окрошка



Этот суп, пожалуй, единственный в русской кухне, который не требует варки. Изначально окрошку подавали к столу в летнее время года как холодную закуску, представляющую собой крошево (мелко-нарезанные кусочки) из редьки, репы и лука, дополненное стаканом домашнего хлебного кваса. Идея «заливать» нарезанные овощи квасом пришла позднее, тогда окрошка стала уже полноценным летним супом, и ее состав слегка разнообразился мясом и другими овощами. Кстати, картофель – самый молодой ингредиент окрошки, который появился в России только в 19-м веке. Сегодня окрошку заправляют не только квасом, но и кефиром, а также в нее иногда добавляют рыбу, которая, на удивление, неплохо сочетается с последним.

Рецепт: 1,5 л кваса, 500 г картофеля, 300 г вареной колбасы, 3 куриных яйца, 200 г редиса, 300 г огурцов, 500 г сметаны, зелень, соль – по вкусу.

Приготовление: Нарежьте отваренный картофель, колбасу, вареные яйца, редис, огурцы и зелень. Смешайте все вместе. Посолите, поперчите, разложите по тарелкам. Залейте квасом, посыпьте зеленью и украсьте сметаной.

Грибной суп



Этот суп стал известен в России с зарождением лесного собирательства и быстро занял одну из первых позиций русской национальной кухни. Для тех, кто соблюдает пост, грибной суп будет как нельзя кстати. Он достаточно питателен за счет грибов, которые по своей пищевой и энергетической ценности могут заменить мясо, ничуть не уступая ему во вкусовых качествах. Другие ингредиенты, которые можно встретить в традиционном грибном супе, – перловая крупа, картофель и морковь. Готовить его просто и, самое главное, можно из любых грибов (разумеется, кроме мухоморов и поганок). Сегодня появилось множество заимствованных интерпретаций грибного супа, в том числе пришедший к нам из Франции крем-суп. Приготовление крем-супа отличается от обычного тем, что все ингредиенты измельчаются в блендере с добавлением сливок. Кстати, грибной крем-суп неплохо сочетается с креветками.

Рецепт: 250 г свежих грибов, 2 шт. картофеля, 1,5 л воды, 1 головка репчатого лука, 1,5 ст.л. оливкового масла, 1 морковь, соль, перец, зелень – по вкусу.

Приготовление: Грибы положите в кастрюлю, посолите и залейте водой. Доведите до кипения и варите 30 минут под крышкой на среднем огне. Мелко нарежьте лук и морковь и обжарьте с маслом на сковороде на медленном огне до готовности. Когда грибы сварятся, вытащите их из кастрюли и мелко нарежьте. Опустите в кастрюлю нарезанный картофель, а грибы добавьте к овощам, и жарьте все вместе 10 минут. Когда картофель сварится, опустите в кастрюлю поджарку. Посолите, поперчите суп и варите его еще 10 минут на маленьком огне под крышкой. Посыпьте зеленью.

Щи



Этот суп с рекордно коротким названием считается чуть ли не прародителем всей русской национальной кухни, так как появился он еще в 9-ом веке, собственно, вместе с капустой, которая была привезена к нам из Византии. Существует несколько вариантов трактовки его названия. Самые известные из них: происхождение от древнерусского слова «съто» (пропитание) или же от названия ингредиента одного из видов щей – щавеля. Самые большие трудности это слово и в особенности его производные (щаной, щец), как вы понимаете, вызывают у иностранцев. С момента своего появления щи завоевали огромную популярность на Руси и служили неким признаком равенства между простыми крестьянами и зажиточными боярами, так как готовили их и те и другие, только, разумеется, исходя из своих гастрономических возможностей. Как правило, «богатые» щи были приготовлены из квашеной капусты, с жирными кусками мяса и обилием овощей. А простые или «пустые» щи варили из свежей капусты и всего, что росло на грядке. Так как борщ появился в русской кухне гораздо позднее, его название было получено путем соединения слова «щи» с существительным «буряк» (на древн.русс. свекла), то есть слово «борщи» означало буряковые или свекольные щи.

Рецепт: 4 шт. картофеля, 1,5 кг капусты, 2 головки репчатого лука, 4 помидора, 2 шт. моркови, 100 г сметаны, 3 ст.л. растительного масла, лавровый лист, соль, перец – по вкусу.

Приготовление: Доведите воду до кипения, подсолите и убавьте огонь. Высыпьте в воду мелко нарезанные капусту и картофель. Нарезанный лук и морковь поджарьте на сковороде с маслом. Добавьте нарезанные помидоры и тушите с небольшим количеством воды несколько минут. Овощи переложите в бульон, добавьте лавровый лист, соль, перец. Перед подачей украсьте сметаной.

Приятного аппетита!

Наверное, ни для кого не секрет, что в зарождении нашей национальной кухни ключевую роль сыграли продукты, привезенные из разных стран мира. Однако именно эксперименты русских домохозяек и лучших поваров барского стола привнесли в мировую кулинарию наши любимые с детства супы, первоначально именуемые – «хлебовами» или «похлебками».

Борщ

Любимый суп императрицы Екатерины Великой вот уже несколько веков занимает место фаворита не только в русской национальной кухне, но и в меню большинства российских семей. И точно с такой же продолжительностью столетий наши соседи украинцы желают присвоить себе первоначальное авторство этого супа. Возможно, поэтому в меню некоторых заведений можно встретить «украинский борщ». Однако интерпретаций борща в нашей стране великое множество: холодный, свекольник, постный, с говядиной, с грибами – эти и другие разновидности этого супа часто встречаются в России. Но даже при таком разнообразии возможных ингредиентов неизменную основу настоящего русского борща составляют три главных овоща - свекла, капуста и морковь.
Рецепт:
400 г мяса, 5 картофелин, 3 шт. свеклы, 3 шт. моркови, 1 кочан капусты, 1 большой помидор, 2 ст. л. уксуса, 1 ст. л. сахара, соль, укроп, чеснок – по вкусу
Поставьте мясо вариться. Когда мясо сварится, добавьте очищенный картофель и через пару минут нашинкованную капусту. Закройте кастрюлю крышкой. Разогрейте сковороду и налейте растительное масло. Выложите нарезанные соломкой морковь и свеклу, добавьте 2 ст. л. уксуса и 1 ст. л. сахара. Оставьте тушиться на 15 минут. Можно также добавить несколько ложек бульона для сочности. За несколько минут до готовности овощной смеси. Добавьте в нее помидор. Когда капуста и картофель практически будут готовы, выложите к ним морковь и свёклу и перемешайте. Оставить томиться на маленьком огне до готовности. Готовый борщ посыпать укропом и чесноком, разлить по тарелкам и украсить сметаной.

Солянка

Среди иностранных туристов существует шутливое гастрономическое правило: чтобы в России не умереть с голоду, достаточно знать одно слово – солянка. Еще много веков назад, когда в России не было даже помидор, крестьяне варили этот суп в качестве закуски к водке. В составе солянки обязательно был рассол, жирное мясо и овощи с грядки. За счет своей наваристости и жирности солянка помогала меньше пьянеть и отлично утоляла голод. Тем не менее, этот суп нельзя было встретить на столах представителей высшего класса, поэтому первоначальное название супа – селянка – произошло от слова «село».
В нашем нынешнем обиходе прочно закрепилось словосочетание «сборная солянка», которое используется не только в кулинарии, но и в других сферах жизни для описания разнообразия состава чего-либо.
Рецепт:
400 г говядины, 4 сосиски, 200 г. вареной колбасы, 3 соленых огурца, 200 г. ветчины, 1 шт. репчатого лука, 1 пучок петрушки, 1 банка маслин, 2 ст.л. томатной пасты
Сварите бульон из говядины с добавлением лаврового листа и черного перца. Некрупно нарежьте мясо из бульона, сосиски, колбасу, ветчину, лук, огурцы, петрушку и тушите 10 минут с томатной пастой. Переложите готовую смесь в бульон и варите 10 минут. Затем добавьте мясо, сосиски, ветчину и колбасу. Варите до кипения. Влейте в суп маслины вместе с рассолом и доведите до кипения.

Рассольник

Подобно солянке этот суп был одним из древнейших на Руси, и варили его еще задолго до официального появления жидких горячих блюд в нашей стране (17-й век). Рассольник практически на 100% готовился из огуречного рассола с добавлением соленых огурцов, за что и получил свое название. Остальные ингредиенты супа (перловая крупа, морковь) были так же доступны и просты, что делало его частым гостем на столах у обычных крестьян. И, кстати, как и солянку, которую в те времена называли «похмелкой», рассольник часто использовали в качестве закуски к алкоголю или для облегчения похмельного состояния.
Рецепт:
300 г говядины, 150 г перловой крупы, 2 картофеля, 1 лук, 2 зубчика чеснока, 1 морковь, 3 маринованных огурца, зелень, перец, базилик – по вкусу
Сварите говяжий бульон. Обжарьте на растительном масле мелко нарезанные лук, чеснок и морковь с добавлением приправ. Отварите до полуготовности перловую крупу. Мелко нарежьте картофель и добавьте его в готовый бульон вместе с поджаркой, крупой и приправами по вкусу. За 10 минут до готовности добавьте нарезанные огурцы и зелень.

Уха

Название этого супа долгое время было именем нарицательным (слово «уха» - производное от индоевропейского корня jus - отвар, навар) и использовалось для обозначения любого супа – овощная уха, мясная уха, рыбная уха. Но позднее, когда остальные супы получили свои названия, наименование «уха» закрепилось за супом из свежей рыбы. Интересно, что в кухне Прибалтики слово от того же корня обозначает суп с говядиной. Русская уха достаточно проста в приготовлении по количеству ингредиентов: их всего три - рыба, морковь и картофель. Однако варить ее достаточно долго, а также необходима правильная емкость для варки. Варить уху можно только в специальной неокисляемой посуде (эмалированной или глиняной), но ни в коем случае не в алюминиевой или чугунной. Еще одно важное отличие ухи от обыкновенного рыбного супа - использование свежей рыбы. Следует также помнить, что варить ее можно не из любой рыбы. Самые распространенные виды рыб, которые используются для приготовления ухи, - карп, окунь, карась и судак. Вкуснее всего уха получается, когда варится на открытом огне без крышки.
Рецепт:
400 г филе семги, 500 г картофеля, 150 г репчатого лука, 200 г моркови, 1 зубчик чеснока, 3 ст.л. томатной пасты, лавровый лист, соль, перец, зелень – по вкусу
Нарежьте рыбу и картофель на маленькие кусочки и положите в кастрюлю с закипающей водой вместе со специями. Варите на среднем огне 25 минут. Нарезанный лук обжарьте на сковороде вместе с морковкой и томатной пастой. Добавьте поджарку в суп, варите еще несколько минут, посыпьте зеленью и подавайте на стол.

Окрошка

Этот суп, пожалуй, единственный в русской кухне, который не требует варки. Изначально окрошку подавали к столу в летнее время года как холодную закуску, представляющую собой крошево (мелко-нарезанные кусочки) из редьки, репы и лука, дополненное стаканом домашнего хлебного кваса. Идея «заливать» нарезанные овощи квасом пришла позднее, тогда окрошка стала уже полноценным летним супом, и ее состав слегка разнообразился мясом и другими овощами. Кстати, картофель – самый молодой ингредиент окрошки, который появился в России только в 19-м веке. Сегодня окрошку заправляют не только квасом, но и кефиром, а также в нее иногда добавляют рыбу, которая, на удивление, неплохо сочетается с последним.
Рецепт:
1,5 л кваса, 500 г картофеля, 300 г вареной колбасы, 3 куриных яйца, 200 г редиса, 300 г огурцов, 500 г сметаны, зелень, соль – по вкусу
Нарежьте отваренный картофель, колбасу, вареные яйца, редис, огурцы и зелень. Смешайте все вместе. Посолите, поперчите, разложите по тарелкам. Залейте квасом, посыпьте зеленью и украсьте сметаной.

Грибной суп

Этот суп стал известен в России с зарождением лесного собирательства и быстро занял одну из первых позиций русской национальной кухни. Для тех, кто соблюдает пост, грибной суп будет как нельзя кстати. Он достаточно питателен за счет грибов, которые по своей пищевой и энергетической ценности могут заменить мясо, ничуть не уступая ему во вкусовых качествах. Другие ингредиенты, которые можно встретить в традиционном грибном супе, – перловая крупа, картофель и морковь. Готовить его просто и, самое главное, можно из любых грибов (разумеется, кроме мухоморов и поганок). Сегодня появилось множество заимствованных интерпретаций грибного супа, в том числе пришедший к нам из Франции крем-суп. Приготовление крем-супа отличается от обычного тем, что все ингредиенты измельчаются в блендере с добавлением сливок. Кстати, грибной крем-суп неплохо сочетается с креветками.
Рецепт:
250 г свежих грибов, 2 шт. картофеля, 1,5 л воды, 1 головка репчатого лука, 1,5 ст.л. оливкового масла, 1 морковь, соль, перец, зелень – по вкусу
Грибы положите в кастрюлю, посолите и залейте водой. Доведите до кипения и варите 30 минут под крышкой на среднем огне. Мелко нарежьте лук и морковь и обжарьте с маслом на сковороде на медленном огне до готовности. Когда грибы сварятся, вытащите их из кастрюли и мелко нарежьте. Опустите в кастрюлю нарезанный картофель, а грибы добавьте к овощам, и жарьте все вместе 10 минут. Когда картофель сварится, опустите в кастрюлю поджарку. Посолите, поперчите суп и варите его еще 10 минут на маленьком огне под крышкой. Посыпьте зеленью.

Щи

Этот суп с рекордно коротким названием считается чуть ли не прародителем всей русской национальной кухни, так как появился он еще в 9-ом веке, собственно, вместе с капустой, которая была привезена к нам из Византии. Существует несколько вариантов трактовки его названия. Самые известные из них: происхождение от древнерусского слова «съто» (пропитание) или же от названия ингредиента одного из видов щей – щавеля. Самые большие трудности это слово и в особенности его производные (щаной, щец), как вы понимаете, вызывают у иностранцев. С момента своего появления щи завоевали огромную популярность на Руси и служили неким признаком равенства между простыми крестьянами и зажиточными боярами, так как готовили их и те и другие, только, разумеется, исходя из своих гастрономических возможностей. Как правило, «богатые» щи были приготовлены из квашеной капусты, с жирными кусками мяса и обилием овощей. А простые или «пустые» щи варили из свежей капусты и всего, что росло на грядке. Так как борщ появился в русской кухне гораздо позднее, его название было получено путем соединения слова «щи» с существительным «буряк» (на древн.русс. свекла), то есть слово «борщи» означало буряковые или свекольные щи.
Рецепт:
4 шт. картофеля, 1,5 кг капусты, 2 головки репчатого лука, 4 помидора, 2 шт. моркови, 100 г сметаны, 3 ст.л. растительного масла, лавровый лист, соль, перец – по вкусу
Доведите воду до кипения, подсолите и убавьте огонь. Высыпьте в воду мелко нарезанные капусту и картофель. Нарезанный лук и морковь поджарьте на сковороде с маслом. Добавьте нарезанные помидоры и тушите с небольшим количеством воды несколько минут. Овощи переложите в бульон, добавьте лавровый лист, соль, перец. Перед подачей украсьте сметаной.

Наверное, ни для кого не секрет, что в зарождении нашей национальной кухни ключевую роль сыграли продукты, привезенные из разных стран мира. Однако именно эксперименты русских домохозяек и лучших поваров барского стола привнесли в мировую кулинарию наши любимые с детства супы, первоначально именуемые – «хлебовами» или «похлебками».
Борщ
Любимый суп императрицы Екатерины Великой вот уже несколько веков занимает место фаворита не только в русской национальной кухне, но и в меню большинства российских семей. И точно с такой же продолжительностью столетий наши соседи украинцы желают присвоить себе первоначальное авторство этого супа. Возможно, поэтому в меню некоторых заведений можно встретить «украинский борщ». Однако интерпретаций борща в нашей стране великое множество: холодный, свекольник, постный, с говядиной, с грибами – эти и другие разновидности этого супа часто встречаются в России. Но даже при таком разнообразии возможных ингредиентов неизменную основу настоящего русского борща составляют три главных овоща - свекла, капуста и морковь.
Ингредиенты:
400 г мяса, 5 картофелин, 3 шт. свеклы, 3 шт. моркови, 1 кочан капусты, 1 большой помидор, 2 ст. л. уксуса, 1 ст. л. сахара, соль, укроп, чеснок – по вкусу
Поставьте мясо вариться. Когда мясо сварится, добавьте очищенный картофель и через пару минут нашинкованную капусту. Закройте кастрюлю крышкой. Разогрейте сковороду и налейте растительное масло. Выложите нарезанные соломкой морковь и свеклу, добавьте 2 ст. л. уксуса и 1 ст. л. сахара. Оставьте тушиться на 15 минут. Можно также добавить несколько ложек бульона для сочности. За несколько минут до готовности овощной смеси. Добавьте в нее помидор. Когда капуста и картофель практически будут готовы, выложите к ним морковь и свёклу и перемешайте. Оставить томиться на маленьком огне до готовности. Готовый борщ посыпать укропом и чесноком, разлить по тарелкам и украсить сметаной.


Солянка
Среди иностранных туристов существует шутливое гастрономическое правило: чтобы в России не умереть с голоду, достаточно знать одно слово – солянка. Еще много веков назад, когда в России не было даже помидор, крестьяне варили этот суп в качестве закуски к водке. В составе солянки обязательно был рассол, жирное мясо и овощи с грядки. За счет своей наваристости и жирности солянка помогала меньше пьянеть и отлично утоляла голод. Тем не менее, этот суп нельзя было встретить на столах представителей высшего класса, поэтому первоначальное название супа – селянка – произошло от слова «село».
В нашем нынешнем обиходе прочно закрепилось словосочетание «сборная солянка», которое используется не только в кулинарии, но и в других сферах жизни для описания разнообразия состава чего-либо.
Ингредиенты:
400 г говядины, 4 сосиски, 200 г. вареной колбасы, 3 соленых огурца, 200 г. ветчины, 1 шт. репчатого лука, 1 пучок петрушки, 1 банка маслин, 2 ст.л. томатной пасты
Сварите бульон из говядины с добавлением лаврового листа и черного перца. Некрупно нарежьте мясо из бульона, сосиски, колбасу, ветчину, лук, огурцы, петрушку и тушите 10 минут с томатной пастой. Переложите готовую смесь в бульон и варите 10 минут. Затем добавьте мясо, сосиски, ветчину и колбасу. Варите до кипения. Влейте в суп маслины вместе с рассолом и доведите до кипения.


Рассольник
Подобно солянке этот суп был одним из древнейших на Руси, и варили его еще задолго до официального появления жидких горячих блюд в нашей стране (17-й век). Рассольник практически на 100% готовился из огуречного рассола с добавлением соленых огурцов, за что и получил свое название. Остальные ингредиенты супа (перловая крупа, морковь) были так же доступны и просты, что делало его частым гостем на столах у обычных крестьян. И, кстати, как и солянку, которую в те времена называли «похмелкой», рассольник часто использовали в качестве закуски к алкоголю или для облегчения похмельного состояния.
Ингредиенты:
300 г говядины, 150 г перловой крупы, 2 картофеля, 1 лук, 2 зубчика чеснока, 1 морковь, 3 маринованных огурца, зелень, перец, базилик – по вкусу
Сварите говяжий бульон. Обжарьте на растительном масле мелко нарезанные лук, чеснок и морковь с добавлением приправ. Отварите до полуготовности перловую крупу. Мелко нарежьте картофель и добавьте его в готовый бульон вместе с поджаркой, крупой и приправами по вкусу. За 10 минут до готовности добавьте нарезанные огурцы и зелень.


Уха
Название этого супа долгое время было именем нарицательным (слово «уха» - производное от индоевропейского корня jus - отвар, навар) и использовалось для обозначения любого супа – овощная уха, мясная уха, рыбная уха. Но позднее, когда остальные супы получили свои названия, наименование «уха» закрепилось за супом из свежей рыбы. Интересно, что в кухне Прибалтики слово от того же корня обозначает суп с говядиной. Русская уха достаточно проста в приготовлении по количеству ингредиентов: их всего три - рыба, морковь и картофель. Однако варить ее достаточно долго, а также необходима правильная емкость для варки. Варить уху можно только в специальной неокисляемой посуде (эмалированной или глиняной), но ни в коем случае не в алюминиевой или чугунной. Еще одно важное отличие ухи от обыкновенного рыбного супа - использование свежей рыбы. Следует также помнить, что варить ее можно не из любой рыбы. Самые распространенные виды рыб, которые используются для приготовления ухи, - карп, окунь, карась и судак. Вкуснее всего уха получается, когда варится на открытом огне без крышки.
Ингредиенты:
400 г филе семги, 500 г картофеля, 150 г репчатого лука, 200 г моркови, 1 зубчик чеснока, 3 ст.л. томатной пасты, лавровый лист, соль, перец, зелень – по вкусу
Нарежьте рыбу и картофель на маленькие кусочки и положите в кастрюлю с закипающей водой вместе со специями. Варите на среднем огне 25 минут. Нарезанный лук обжарьте на сковороде вместе с морковкой и томатной пастой. Добавьте поджарку в суп, варите еще несколько минут, посыпьте зеленью и подавайте на стол.


Окрошка
Этот суп, пожалуй, единственный в русской кухне, который не требует варки. Изначально окрошку подавали к столу в летнее время года как холодную закуску, представляющую собой крошево (мелко-нарезанные кусочки) из редьки, репы и лука, дополненное стаканом домашнего хлебного кваса. Идея «заливать» нарезанные овощи квасом пришла позднее, тогда окрошка стала уже полноценным летним супом, и ее состав слегка разнообразился мясом и другими овощами. Кстати, картофель – самый молодой ингредиент окрошки, который появился в России только в 19-м веке. Сегодня окрошку заправляют не только квасом, но и кефиром, а также в нее иногда добавляют рыбу, которая, на удивление, неплохо сочетается с последним.
Ингредиенты:
1,5 л кваса, 500 г картофеля, 300 г вареной колбасы, 3 куриных яйца, 200 г редиса, 300 г огурцов, 500 г сметаны, зелень, соль – по вкусу
Нарежьте отваренный картофель, колбасу, вареные яйца, редис, огурцы и зелень. Смешайте все вместе. Посолите, поперчите, разложите по тарелкам. Залейте квасом, посыпьте зеленью и украсьте сметаной.


Грибной суп
Этот суп стал известен в России с зарождением лесного собирательства и быстро занял одну из первых позиций русской национальной кухни. Для тех, кто соблюдает пост, грибной суп будет как нельзя кстати. Он достаточно питателен за счет грибов, которые по своей пищевой и энергетической ценности могут заменить мясо, ничуть не уступая ему во вкусовых качествах. Другие ингредиенты, которые можно встретить в традиционном грибном супе, – перловая крупа, картофель и морковь. Готовить его просто и, самое главное, можно из любых грибов (разумеется, кроме мухоморов и поганок). Сегодня появилось множество заимствованных интерпретаций грибного супа, в том числе пришедший к нам из Франции крем-суп. Приготовление крем-супа отличается от обычного тем, что все ингредиенты измельчаются в блендере с добавлением сливок. Кстати, грибной крем-суп неплохо сочетается с креветками.
Ингредиенты:
250 г свежих грибов, 2 шт. картофеля, 1,5 л воды, 1 головка репчатого лука, 1,5 ст.л. оливкового масла, 1 морковь, соль, перец, зелень – по вкусу
Грибы положите в кастрюлю, посолите и залейте водой. Доведите до кипения и варите 30 минут под крышкой на среднем огне. Мелко нарежьте лук и морковь и обжарьте с маслом на сковороде на медленном огне до готовности. Когда грибы сварятся, вытащите их из кастрюли и мелко нарежьте. Опустите в кастрюлю нарезанный картофель, а грибы добавьте к овощам, и жарьте все вместе 10 минут. Когда картофель сварится, опустите в кастрюлю поджарку. Посолите, поперчите суп и варите его еще 10 минут на маленьком огне под крышкой. Посыпьте зеленью.


Щи
Этот суп с рекордно коротким названием считается чуть ли не прародителем всей русской национальной кухни, так как появился он еще в 9-ом веке, собственно, вместе с капустой, которая была привезена к нам из Византии. Существует несколько вариантов трактовки его названия. Самые известные из них: происхождение от древнерусского слова «съто» (пропитание) или же от названия ингредиента одного из видов щей – щавеля. Самые большие трудности это слово и в особенности его производные (щаной, щец), как вы понимаете, вызывают у иностранцев. С момента своего появления щи завоевали огромную популярность на Руси и служили неким признаком равенства между простыми крестьянами и зажиточными боярами, так как готовили их и те и другие, только, разумеется, исходя из своих гастрономических возможностей. Как правило, «богатые» щи были приготовлены из квашеной капусты, с жирными кусками мяса и обилием овощей. А простые или «пустые» щи варили из свежей капусты и всего, что росло на грядке. Так как борщ появился в русской кухне гораздо позднее, его название было получено путем соединения слова «щи» с существительным «буряк» (на древн.русс. свекла), то есть слово «борщи» означало буряковые или свекольные щи.
Ингредиенты:
4 шт. картофеля, 1,5 кг капусты, 2 головки репчатого лука, 4 помидора, 2 шт. моркови, 100 г сметаны, 3 ст.л. растительного масла, лавровый лист, соль, перец – по вкусу
Доведите воду до кипения, подсолите и убавьте огонь. Высыпьте в воду мелко нарезанные капусту и картофель. Нарезанный лук и морковь поджарьте на сковороде с маслом. Добавьте нарезанные помидоры и тушите с небольшим количеством воды несколько минут. Овощи переложите в бульон, добавьте лавровый лист, соль, перец. Перед подачей украсьте сметаной.

Что такое суп, знают все. По крайней мере, в России без супа невозможен никакой обед. И поэтому недаром суп называют у нас первым блюдом, первым и по порядку, и по смыслу. Обычно супы готовят повара более высокой квалификации, чем те, что готовят вторые блюда, пусть даже и порционные. Выше по кулинарному рангу стоят только творцы соусов.

Давно замечено, что наиболее крепки те семьи, где каждый день едят суп, едят всей семьёй за большим обеденным столом, покрытым скатертью, разливая по тарелкам густую, ароматную, горячую или, наоборот, холодную, если суп летний и приготовлен как холодное блюдо, жидкость из красивой фарфоровой супницы с крышкой.

Говорят, есть страны, притом вполне цивилизованные, где супов либо не едят вообще, либо едят крайне редко. Но что нам до них, мы-то живём в России, где ложка появилась в обиходе намного раньше вилки. Оказывается, не так давно тогдашний губернатор Нижнего Новгорода Иван Скляров издал специальный указ о торжественном праздновании тысячелетия ложки на Руси в рамках знаменитой Нижегородской ярмарки.

Супы бывают разные: горячие и холодные, густые (их называют ещё «супы-пюре») и жидкие (эти, на французский манер, называются «супы-консоме»). Кроме того, супы бывают мясные и рыбные, овощные и фруктовые, грибные, крупяные или тестяные. Супы готовят на воде, на молоке, на кефире, на квасе, на пиве, на фруктовых и овощных соках и отварах и даже на молодом вине. Можно вообще сварить суп на паровой бане, изначально не добавляя туда никакой жидкости.

Все эти супы, разумеется, разнятся между собой по виду, по вкусу, по консистенции и по аромату. Одно только объединяет их: главное в каждом из этих супов — бульон или жидкая составляющая. Именно её ценят большинство гурманов, хотя, впрочем, есть любители и гущины в супе (их, правда, заметно меньше), это они с горячностью убеждают всех, что в настоящих щах (настоящем борще или супе-харчо, настоящем рассольнике или свекольнике, настоящей солянке, окрошке и г.д.) ложка непременно должна стоять. Ну да, как говорит известная русская пословица: «На вкус и цвет товарищей нет».

Сегодняшний кулинарный урок мы посвятим горячим супам . Их в русской кухне множество, и каждый достоин отдельного рассказа. Но, памятуя о том, что «нельзя объять необъятное», сегодня мы поговорим о трёх, пожалуй, самых знаменитых русских горячих супах: щах, ухе и грибном супе.

И начнём, разумеется, с русских щей. Любой россиянин, не задумываясь, скажет вам, что любимым горячим супом нашего народа являются щи — и недаром этот суп, как и батюшку-барина, на Руси испокон веку звали на «вы». Некоторые, правда, могут упомянуть тут ещё и борщ, но это будет скорее малороссийским влиянием в отечественной кулинарии. Само это слово — «щи» — ни на какой язык точно перевести невозможно. По-английски иногда, правда, их называют «cabbage soup» — «капустный суп», но мы-то с вами прекрасно знаем, что, во-первых, щи могут быть также из щавеля, крапивы, шпината, кресс-салата и любой другой зелени, а во-вторых, щи — это нечто гораздо более серьёзное, чем просто «капустный суп».

Несмотря на кажущуюся простоту, сварить хорошие щи не так-то просто, ибо дело это хлопотное. Впрочем, овчинка тут, безусловно, стоит выделки: в прежние времена в рационе русских людей щи иногда бывали целым обедом. Впрочем, с сожалением отметим, что во многих домах, где, казалось бы, к вопросам семейного питания относятся серьёзно и даже благоговейно (и это правильно: ничто так не сближает людей, как совместная трапеза), престиж щей упал.

А ведь не так давно в городе Бостоне, восточной интеллектуальной столице Соединённых Штатов Америки, был проведён семинар, посвящённый экономическим отношениям стран Запада и нынешней России, в котором приняли участие известнейшие бизнесмены, политики и экономисты всего мира. А потом в фешенебельном зале приёмов этой интеллектуальной столицы Америки был дан парадный обед в «русском стиле». Меню обеда было таким: щи и перловая каша с жареной рыбой (лососем).

Итак, настоящие щи готовят по частям. Сначала нужно приготовить мясной бульон. Положим в кастрюлю мозговые кости и непременно кусок хорошей говядины, а для навара и нежности можно добавить также парочку-другую свиных ребрышек. Зальем мясо, из которого мы собираемся сварить бульон, холодной водой, причём постараемся рассчитать так, чтобы в процессе приготовления щей воду ни добавлять, ни отливать не пришлось. Варить щи нужно либо в керамическом или чугунном горшке, либо, на худой конец, в эмалированной кастрюле. В горшок (или кастрюлю) положим также большую луковицу, лучше слегка проросшую. Сварим бульон до полуготовности, то есть дадим ему только закипеть, а затем уменьшим огонь до возможного минимума и закроем горшок (чугун или кастрюлю). Разумеется, к этому времени пена из бульона должна быть полностью удалена «шумовочной» ложкой, а края горшка (кастрюли, чугуна) тщательно протерты салфеткой, луковица выброшена.

Теперь возьмём другой горшок (или маленькую кастрюльку), положим туда капусту, зальём её небольшим количеством кипятка и добавим пару ложек сливочного масла. Если капуста у вас свежая или вместо капусты щавель, шпинат либо молодая крапива, их надо нашинковать тонкой «лапшой», а вот если квашеная, то нужно ошпарить, правда отжать не помешает. Горшок с капустой (щавелем, крапивой и т.д.), накрытый крышкой, керамической или тестяной, поставим в духовку на малый жар и будем держать там до тех пор, пока капуста (щавель, крапива и т.п.) не станут мягкими. Это придаст нашим будущим щам приятный томлёный вкус. Конечно, лучше бы для этого нам подошла настоящая деревенская русская печь, да где же её возьмёшь в городских условиях!

Затем соединим в кастрюле с бульоном все части будущих щей воедино вместе с водой, в которой они варились, и соком, который они дали, добавим туда мелко нарезанный лук, морковь, репу, корень петрушки, посолим и поставим на хороший огонь минут на 15-20. Минуты за 2-3 до выключения огня добавим в щи столовую ложку истолченного чеснока.

После этого щи нужно «довести до вкуса». Для этого добавим туда 2-3 крупно нарезанных солёных груздя, несколько горошин чёрного, предварительно раздавленного перца, зелень петрушки и сельдерея, чайную ложку базилика, майорана, кинзы или эстрагона (его иногда ещё называют у нас тархуном), несколько лавровых листиков.

После выключения огня кастрюлю со щами плотно укутаем и дадим нашему творению настояться в течение получаса: щи «должны отдохнуть».

Перед подачей на стол щи из кастрюли желательно перелить в фарфоровую супницу с крышкой (там щи лучше дозреют), затем разлить по тарелкам, в каждую из которых добавить ложку сметаны.

Другим шедевром русской кухни является уха. Это своего рода легендарный суп, ибо ему посвящены байки, пословицы, поговорки и занимательные истории. В стародавние, допетровские времена ухой на Руси называли вообще всякий наваристый бульон, в том числе и мясной. Тут сразу вспоминается «Князь Серебряный» А. К. Толстого: «Принесли разные похлёбки и трёх сортов уху: курячью белую, курячью чёрную и курячью шафранную». Сейчас, правда, уха иных толкований не имеет, но уважение и даже трепет — непременно. Впрочем, оно и понятно, ведь уха — наше национальное достояние, ибо по-настоящему готовить её умеют только в России, причём лучше всего прямо на рыбалке, то есть практически из живой рыбы или, по крайней мере, из рыбы свежайшей, которая не только не успела залежаться, но даже и толком подсохнуть.

В первую закладку идут прежде всего окуни и ерши и вся имеющаяся в наличии рыбья мелочь, а также головы, хвосты и плавники рыб второй и третьей закладок. Рыбью мелочь чистить не нужно, её желательно только выпотрошить—в основном для того, чтобы убрать из печени рыб желчные пузыри, которые придадут бульону ненужную здесь горчинку, а также убрать жабры, ибо они, сварившись, сделают бульон мутным; кроме того, в жабрах у рыбы обычно содержится вся гадость. Впрочем, если в первой закладке у вас только окуни и ерши, рыбу можно и не потрошить — у этих рыб желчный пузырь невелик, и сама желчь не слишком-то «злая». Рыбу первой закладки нужно выварить на сильном огне до полного разваливания, а потом безжалостно выбросить. Бульон после этого непременно процедить. После первой закладки поставим наш прозрачный бульон на слабый огонь и добавим в него репчатый лук, сельдерей, перец горошком, небольшую морковку и соль. Всё это, разумеется, по вкусу.

Во вторую закладку мы с вами положим филейные куски «чёрной» рыбы: судака, леща, щуки, налима, язя и т.п. Нежелательно варить уху лишь из болотного карася и линя — ваша уха будет в таком случае отдавать тиной. Этих рыб чаще всего жарят или запекают. При разделке наших рыб, как второй, так и, в особенности, третьей закладки, постараемся тщательно собрать их кишечное сало и достать печень, аккуратно вырезав желчный пузырь, а также молоки и икру.

Вторую закладку рыбы из котелка следует достать, а бульон вновь процедить. Пресыщенные гурманы, развращённые обилием рыбы, выбрасывают и эту закладку (в особенности на Севере, где рыбы — немерено), но мы бы порекомендовали отложить кусочки «чёрного» филе в отдельную миску, а потом залить остатками ухи (если, конечно, у вас в котелке что-нибудь останется). Наутро вы получите замечательный рыбный холодец.

В третью закладку идёт только филе осетровых или сиговых рыб: стерляди, осетра, белуги, шипа, калуи, омуля, хариуса, сига, муксуна, чира, нельмы и т.п. Предварительно соберём в чашку кишечный жир, добытый из всех наших рыб, тщательно разотрём его и добавим туда же рыбьи печёнки, молоки или икру. При этом тщательно проследим, чтобы среди печёнок не было ни одной, окрашенной в ядовито-жёлтый цвет раздавленной желчи. И не надо пытаться отмыть эту печёнку, вам это всё равно не удастся. В кипящую уху в самом конце приготовления выльем из чашки тот самый рыбий жир с растёртыми потрохами. Уха тотчас поднимет большую белую шапку пены, после чего кастрюлю следует немедленно снять с огня, добавить туда заранее заваренный в рыбном бульоне шафран, что сделает уху не только более ароматной, но и золотистой, несколько лавровых листиков, затем бросить кусочек сливочного масла и дать настояться в течение нескольких минут.

Теперь мы буквально в нескольких словах расскажем о нескольких экзотических видах ухи. Сюда прежде всего относятся: остяцкая», «архиерейская» и «наливная».

Об «остяцкой» ухе , то есть той самой, которую готовят из вычищенной, но не потрошённой рыбы (то есть ухе, сваренной с кишечным салом), мы уже вскользь рассказали. А вот что такое «архиерейская» уха. Процеженный куриный бульон поставим на сильный огонь, и когда бульон закипит, уменьшим огонь и положим в кастрюлю крупные куски филе осетровых рыб (стерляди, осетра, белуги, калуги, шипа и т.п.). Никакая другая рыба для «архиерейской» ухи категорически не годится. Как только рыба сварится, добавим в уху стакан сухого шампанского и вновь доведём её до кипения. Затем снимем уху с огня, украсим свежей зеленью (мелко нарезанными укропом, петрушкой, зелёным луком) и дадим настояться. Всё!

«Наливную» уху готовят из некрупных (не более килограмма весом) стерлядей, причём только в конце зимы или в начале весны, когда кишечник рыб практически пуст. Живых рыбин (чистить и потрошить их категорически нельзя!) закладывают в пустой котёл и заливают крутым кипятком, после чего доводят до кипения. И как только бульон поднимет шапку пены, снимают уху с огня, добавляют мелко нарезанную зелень (укроп, зелёный лук, петрушку и т.д.), солят и перчат по вкусу, закрывают крышкой и дают настояться в течение, как минимум получаса.

И вот настала очередь грибного супа. Испортить грибной суп практически невозможно (разве что пересолить). Сначала нашинкуем свежие грибы (лучше, конечно, белые, но в крайнем случае сойдут и хорошие шампиньоны) и отварим их в молоке. Затем достанем грибы оттуда, остудим и пропустим через мясорубку. Сварим крепкий куриный бульон и заправим его болтушкой из муки и яичного желтка, сбитого с тёплым (но не горячим!) молоком — с тем самым, в котором варились наши грибы. Для этого в половине чашки холодной кипячёной воды разведём две столовые ложки хорошей пшеничной муки и затем добавим туда взбитый с молоком яичный желток. Всё это вновь хорошо взобьём. В горячий, но не кипящий бульон добавим нашу молочно-яично-мучную болтушку и доведём его до кипения.

Мясо отваренной курицы, отделённое от костей и хрящей, смешаем с приготовленным ранее грибным фаршем, наделаем из этой смеси фрикаделек (шариков) и бросим их в кипящий бульон. Вновь доведём суп до кипения, затем положим туда специи: сухой базилик, кинзу, укроп, лавровый лист (впрочем, всё это на усмотрение повара) и тотчас снимем с огня. Дадим супу настояться 10-15 минут, после чего подадим на стол.

Вот, собственно. И всё. Приятного аппетита!

Занятие № 2

« Сладкоежки »

Программное содержание: Закрепить понятие о том, что правильное питание – это залог здоровья. Формировать у детей обобщающее понятие «Сладкоежки», умение правильно выбирать продукты питания, знать их питательные свойства. Развивать у детей гибкость мышления, воображения, исследовательскую и поисковую деятельность. Воспитывать желание заботится о своем здоровье.

Оборудование: Звуковое письмо – кассета, магнитофон для прослушивания, кубики, 2 стакана: пепси – кола, вода, 2 монеты по пять копеек. Картинки с изображением полезных и неполезных продуктов, продуктов с содержанием различных витаминов, грузовики, гружённые разными продуктами.

Словарная работа: Сладкоежка, лаборатория, растворимые и нерастворимые витамины, меню.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций по производству продуктов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила сообщение от Карлсона и его подружки Булочки. Предлагает его прослушать. В сообщении говорится как Карлсон и Булочка поспорили о том, что вкуснее и полезнее всего и просят ребят рассудить.

Воспитатель: Поможем Карлсону и Булочке? Но, чтобы дать правильный совет нашим героям, мы с вами должны разобраться в этой ситуации и немного порассуждать. Согласны?

Предлагаю вам сказать волшебные слова:

Я умею думать,

Я умею рассуждать.

Что полезно для здоровья,

Я умею выбирать. Молодцы!

Воспитатель: Вижу вы готовы к серьезной работе.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру, которая называется

Игра “Откуда продукты к нам на стол пришли?”

С помощью детей завозятся грузовики, гружённые вперемешку разными продуктами питания.

Фрукты: яблоки, груши, апельсины, лимоны, сухофрукты, гранат.

Овощи: морковь, лук, свёкла, картофель, чеснок, банка зелёного горошка, в железной банке томатная паста.

С поля: хлеб, печенье, крупы в пакетах (рис, гречка, геркулес, пшено).

Продукты животноводства: тушёнка, сгущёнка, сосиски в упаковке, сметана, сыр.

Морепродукты: баночки консервы из рыб, икра, рыбные изделия в упаковках.

В группе стоят 5 столов. На каждый стол выкладываю силуэты (дерево, коричневый, жёлтый, синий, зелёный прямоугольники).

Воспитатель: Вот дерево. На него нужно положить продукты, которые выросли на дереве.

Вот грядка (коричневый прямоугольник). На этот стол выбрать продукты, которые выросли в огороде, на грядке.

Это поле (жёлтый прямоугольник). Сюда выбрать продукты, которые выросли в поле.

А это море (синий прямоугольник). Положить сюда продукты, которые нам даёт море.

Зелёный прямоугольник. Сюда выставить продукты животноводства.

После выполнения проверяется задание, дети называют продукты, садятся на стульчики.

Воспитатель: ребята, я вижу, что вы знаете, откуда к нам на стол продукты пришли, но я вам еще предлагаю поиграть в одну игру.

Игра «Полезно-неполезно»

На столе лежат разные продукты питания (шведский стол с бутафорскими продуктами: полезные и неполезные (овощи – фрукты и кондитерские изделия), детям предлагается выбрать из них самый любимый продукт.

Воспитатель: Почему ты выбрал(а) этот продукт? Как ты думаешь, какие витамины содержатся в этом продукте? Чем этот продукт может быть полезен для организма?

Воспитатель: Скажите, кого можно назвать сладкоежкой?

(дети, которые выбрали кондитерские изделия, называю сладкоежками).

Воспитатель: Верно, это человек, который любит кушать очень много сладкого. А можно ли много кушать сладкого? И почему? Давайте вспомним, почему кондитерские и булочные продукты питания вредны для здоровья человека?

Верно, зубы от сладкого портятся, а затем начинают сильно болеть. Чтобы этого избежать предлагаю вам составить меню. Но сначала отдохнем.

Физ культминутка :

А сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку (Руки вдоль туловища).

Руки в сторону согнули;

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их,

Оглянулись: через правое плечо, через левое еще.

Дружно все присели, пяточки задели;

На носочки поднялись (руками потянулись вверх)

Опустили руки вниз.

Игра «Составь меню»

Игра проводится 2-ми командами

Воспитатель: Для составления меню на один день, вам необходимо выбрать картинки с готовыми блюдами, которые лежат на столах. Обсуждение меню.

Вижу, вы почти все любите сладости и кондитерские изделия так же, как Карлсон и Булочка. Я думаю, пока, мы не готовы давать советов нашим друзьям. Нам надо исправляться самим, так как эти продукты питания вредны для здоровья. Один мудрый человек сказал: «Мы едим для того, чтобы жить. А не живем для того, чтобы есть». Чтобы человек ни когда не болел надо правильно питаться. А для этого надо выполнять два условия: это умеренность и разнообразие. Как вы считаете, что означает умеренность? Верно, переедать нельзя, это вредно для желудка.

Что значит разнообразие пищи? Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать.

(Перечисляю и показываю на иллюстрации мед, гречиха, геркулес, изюм, масло).

Другие помогают строить и делают организм более сильным и выносливым (творог, рыба, мясо, яйца, орехи).

А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают нашему организму расти и развиваться (Ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы и т. д.)

Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и провести несколько опытов. Согласны?

Физ культминутка :

А сейчас сведем лопатки, проверим осанку и на цыпочках пройдем в лабораторию, преодолевая полосу препятствий (ходьба змейкой обходя кубики)

Внимание, перед вами стакан чистой воды и пепси-колы,2 монеты по пять копеек и салфетка.

Мы с вами проверим насколько вредна пепси – кола для нашего организма, а разобраться в этом помогут монеты. Одну из них, я опускаю в стакан с чистой водой, а другую в стакан с пепси – колой и оставим их на несколько минут и узнаем что же произойдет с монетами.

Пока монеты находятся в стаканах проводится игра «Хорошо – плохо ».

Делаем красивый круг, встали быстро все вокруг. Я буду называть продукт питания, а вы по очереди будете объяснять, когда этот продукт приносит пользу человеку, а когда нет (Хорошо долька шоколада; плохо – много шоколада, Торт кусочек – хорошо; торт несколько кусочков – плохо …)

А сейчас пришло время посмотреть на наши монетки. Обратите внимание: монета, которая находилась в стакане с пепси-колой стала чище. (Рассматривают, делают выводы).

Ребята, как вы заметили, вода и пепси – кола выполняли сегодня роль стирального порошка. И лучше всего справилась с заданием пепси – кола. Вы бы хотели, чтобы пепси – кола помыла ваш желудок? Как вы думаете, что происходит в желудке, когда мы пьем пепси? Пепси-кола портит желудок, а это очень опасно для здоровья и жизни человека. А вот вода очень полезна для нашего организма. Поэтому, когда вы захотите пить, лучше пить кипяченую воду или соки.

И гра «Что полезней для здоровья?»

(воспитатель зачитывает названия продуктов, а дети выбирают из них только полезные для здоровья продукты.)

Молодцы. Вижу, вы готовы дать друзьям советы, я предлагаю вам записать их на звуковое письмо. (дети по желанию в микрофон рассказывают заученные раннее стихотворения)

Дорогой Карлсон и Булочка, я думаю, вы без сомнения знаете, что пользу приносит не то, что съедаете, а сколько вы съедаете.

Запомни и всем объясни очень ясно:

Желудок нельзя обижать понапрасну.

Холодная пища ему не нужна,

И очень горячая тоже вредна.

А сладостей разных и чипсов, и колы.

Желудок боится как попа уколов.

Большими кусками не стоит глотать,

Тщательно надо кусочек жевать.

И помни – желудок тогда не болел,

Кто с детства его понимал и жалел.

Сам себе лекарем должен быть каждый.

Всем это надо усвоить однажды.

Вопросы к детям:

Какие правила вы сегодня запомнили, которые помогают сохранять наше здоровье?

Какие продукты питания лучше употреблять в пищу?

Занятие № 3

«Все о пользе рыбы»

конспект занятия в разработке

II Раздел «Как правильно питаться»

Цикл познавательных занятий, направленных на формирование

здорового образа жизни детей подготовительной к школе группы

Занятие № 1

«Правильное питание – залог здоровья»

Программное содержание: Рассказать детям, какую роль в жизни человека играет питание. Углубить представление детей о том, как здоровье зависит от нашего питания.

Познакомить поближе с витаминами, которые содержатся в различных продуктах.

Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.

Оборудование: Схема витаминного алфавита.

Индивидуальные планшеты со схемой витаминного алфавита.

Карточки с изображением продуктов питания.

Карандаши и бумага.

Активизация словаря: витаминный алфавит, антиоксиданты, растительная пища.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем человек должен питаться?

Правильно, питание – это важнейшая составляющая здоровья и хорошего самочувствия. Для хорошей работоспособности в наш организм с пищей должны попадать все основные виды питательных веществ – белки, жиры, углеводы, витамины, минералы, клетчатка и главный источник жизни - вода (по ходу беседы выставляется ряд картинок).

Такие продукты, как хлеб, макароны, крупы – богаты углеводами.

Жир организм берёт из сливочного и растительного масла, сыра, молока.

Назовите мне, пожалуйста, что нужно для того, чтобы построить дом?

(ответы детей)

Так вот, для нашего организма строительным материалом являются белки. Они содержатся в мясе, рыбе, яйцах, фасоли.

В нашем детском саду повара стараются готовить для вас самые разнообразные блюда.

Назовите те блюда, которые вам нравятся больше всего.

(ответы детей)

Физкультминутка

Надеваем фартучек,

Надеваем колпачок.

Моем мы картошку,

Режем тонко кабачок.

Помидоры добавляем,

И морковку и лучок.

Всё варить сейчас поставим,

На весёлый огонёк.

Вкусно пахнет наше блюдо,

Всем понравиться должно.

Кто попробует, тот скажет,

Это, очень хорошо!

Помощниками в строительстве нашего организма так же являются витамины и минералы. С их помощью укрепляется наша нервная система, питаются волосы, ногти, кожа, кости и мышцы. Витамины, которые мы употребляем с пищей очень много, целый алфавит.

Ребята, давайте составим витаминный алфавит с помощью схемы и планшетов.

И так – витамин А.

Этим витамином богата печень, яйца, молоко, сливочное масло. Употребляя эти продукты, мы заботимся о своём зрении, организм вырабатывает сопротивление к различным заболеваниям.

Витамин С – аскорбиновая кислота, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Способствует укреплению кровеносных сосудов. Источником витамина С являются: капуста, лук, щавель, смородина, рябина, шиповник, клюква, брусника, крыжовник, цитрусовые.

Витамин Д - необходим в большом количестве для роста организма и особенно для костей и зубов. Много витамина Д в рыбе, в сливочном масле, в яйцах, в свежей зелени. А ещё витамин Д вырабатывается в нашем организме, когда мы гуляем или загораем на солнышке.

Витамин Е – повышает устойчивость к заболеваниям и является средством, выводящим из организма вредные вещества (антиоксиданты). Витамин Е – содержится в растительной пище: семечках, орехах, в растительных маслах.

Витамины группы В – являются защитниками нашей нервной системы – содержатся в мясе, в крупе, в грибах, и фруктах.

Посмотрите, какой у нас получился замечательный витаминный алфавит.

Игра «Раз, два, три, витамины собери»

На полу выкладывается пять обручей. Выкладываются карточки с изображением разных продуктов питания. По команде дети раскладывают карточки в обручи обозначенные буквами витаминов. В конце игры дети объясняют, почему именно эти продукты они положили к этому витамину.

Игра на внимание

Разделиться на две команды, рассчитавшись на 1-й, 2-й. Игра заключается в том, что на витамин «А» дети поднимают руки вверх, а на витамин «В» руки опускают вниз.

Воспитатель приглашает детей пройти за столы.

Перед вами лист бумаги и цветные карандаши.

Пожалуйста, нарисуйте схематично те продукты питания, которые вы любите больше всего. Помогать вам будет наш витаминный алфавит.

По окончанию воспитатель опрашивает детей.

Вы все нарисовали самые разные продукты питания и это очень важно в питании человека. Чем больше разных продуктов будет у нас на столе, тем больше полезных веществ поступит в организм.

Ребята, что нового вы узнали сегодня?

Ребята, давайте из ваших рисунков сделаем книгу: «Правильное питание», и в дальнейшем будем пополнять её вашими рисунками.

Занятие № 2

«Фаст фуд или здоровое питание, что выбрать?»

Программное содержание: Познакомить детей с принципами здорового питания; сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания.

Выработать навыки использования правильных продуктов питания и составления из них ежедневного рациона.

Воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания. Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Оборудование: плакат-схема «Пирамида здорового питания», карточки с изображением полезных продуктов питания.

Словарная работа: фаст фуд,болезнетворные микробы и вирусы, вкусовая добавка,

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, прежде чем объявить тему нашего занятия, я задам вам несколько вопросов, а вы ответите на них: Вы любите болеть? Почему болеть – плохо?

Значит, здоровым быть лучше. А скажите, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы понимаете это? Зачем нам нужно здоровье?

А как определить, здоровы вы или нет? Какие признаки здоровья вы можете назвать?

Стройность, хорошее настроение, активность, хороший аппетит, хороший вид кожи, волос, ногтей и т.д.

От чего же на ваш взгляд зависит наше здоровье? Давайте, определим факторы, влияющие на наше здоровье.

Итак, мы выяснили, что основными факторами хорошего здоровья являются – экология, образ жизни, режим труда и сна, спорт, режим питания и продукты питания. А как вы думаете. Что из перечисленного сильнее всего отражается на общем состоянии организма, на его здоровье?

Значит, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на наше здоровье оказывают продукты питания. Именно о здоровом питании будем говорить сегодня.

Воспитатель: Как вы считаете, правильно ли вы питаетесь? По какому принципу вы выбираете, что вам есть? Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны?

Игра «Хорошо-плохо»?

Что выберем на завтрак – гамбургер и кока-колу или кашу и свежевыжатый сок? На обед – щи с мясом и компот или картошку фри под соусом и лимонад?

На полдник – творог, банан, молоко или чипсы и сникерс с фантой?

На ужин – рыбу с овощным салатом, чай или лапшу быстрого приготовления, курицу-гриль и чайный напиток?

Любителям всевозможных консервантов, вкусовых добавок, подсластителей, острых приправ и консервов, следует знать, что быстрая еда, пришедшая к нам с Запада с красивым названием «Фаст фуд», не просто очень вредна, для нашего организма, а катастрофически опасна и несет серьезную угрозу нашему здоровью.

При сомнительных плюсах фаст - фуда – быстрое приготовление, особенный вкус – он имеет ряд очень серьезных минусов.

Наш желудок и кишечник просто-напросто на приучены к такой пище, жирной и тяжелой, которая содержит много калорий и не содержит никаких полезных веществ.

Легче и полезней для нашего организма употреблять в пищу то, что веками ели наши предки – каши из различных круп, первые блюда на обед и множество овощей и фруктов, эти продукты практически не вызывают аллергии.

В пунктах питания с названиями «Макдональдс» - буквально все продукты жарения – сэндвичи, гамбургеры, картофель фри и куры гриль – содержат окисленный холестерин, который способствует возникновению серьезных заболеваний со стороны сердечнососудистой системы. Кроме этого частое употребление быстрой пищи вызывает такие заболевания как – аллергия, ожирение, диабет, расстройства желудка и печени.

Недаром большая часть населения США страдает от ожирения, ведь фаст фуд давно стал частью их повседневной жизни и настолько привычным, что считается такой же полноценной едой, как и пища домашнего приготовления.

Таким образом, ребята, не только наше здоровье, но и наш внешний вид напрямую зависит от того, что и в каких количествах вы едите.

Так как же нужно питаться, чтобы быть здоровым и стройным?

Пища должна быть разнообразной, и конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции, место проживания.

Физкультминутка.

По дорожке Маша шла,

Маша ягодку нашла.

Раз – нагнулась, подняла,

Чтобы вы поняли, что полезно, давайте познакомимся с пирамидой здорового питания. Рассматривание плаката «Пирамида здорового питания»

На первом уровне самые полезные продукты – хлеб, зерновые и макаронные изделия. Хлеб и зерна издревле были одним из основных продуктов питания человека.

Полезнее хлеб из муки грубого помола – «Бородинский», «Докторский» в них много - белка, витаминов и клетчатки, которая помогает работе кишечника.

Обязательно в дневном рационе всех людей хотя бы один раз в день должна быть каша. Рис хорошо сочетается со многими продуктами – мясом, птицей, рыбой, овощами и очень полезен для организма человека.

На втором уровне – фрукты и овощи. В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг. овощей и фруктов. Но россияне по статистике съедают всего около 85 кг. за год. В день мы должны съедать не менее 600 граммов растительной пищи в сыром виде – салаты из свежих овощей и фруктов.

Ягоды – настоящий кладезь витаминов. Малину можно использовать как природный аспирин. Чернику, бруснику и клюкву – как антибиотики, которые убивают болезнетворные микробы и вирусы. Облепиха, крыжовник, черноплодная и красная рябина – содержат янтарную кислоту, необходимую для поддержания иммунитета.

Овощные и фруктовые соки полезны всем.

Мясо, рыба, птица и молочные продукты занимают третье место в пирамиде.

Мясо – это живой белок, для лучшего усвоения употреблять его нужно 2-3 раза в неделю с большим количеством овощей и зелени.

А вот сардельки, сосиски, колбасы – включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и вряд ли приносят пользу.

Другое дело рыба – она содержит кислоты и различные минеральные вещества – йод, фтор, медь и цинк – необходимые для укрепления сосудов и сердца, способствуют сопротивляемости организма инфекциям, улучшают зрение, обмен веществ – поэтому рыба необходима нашему организму.

Молоко – является сбалансированным продуктом – поэтому идеально для растущего организма.

Менее всего полезны – сахар, соль и сладости, поэтому они занимают последнее четвертое место в пирамиде здорового питания. Как мало им отводится места! Также мало их должно быть в рационе. Излишнее употребление соли приводит к ожирению и болезни сосудов.

Любители сахара получают – нарушение обмена веществ, диабет, кариес. Вместо сахара, тортов, конфет лучше употреблять джемы и фрукты.

Детский организм интенсивно растет, поэтому важно следить за тем, что вы едите и придерживаться режима питания в течение дня.

А теперь давайте составим примерный рацион питания на один день. Разделитесь на группы и выберите из предложенных вам карточек нужные, таким образом, чтобы получилось меню на завтрак, обед и ужин.

Расскажите, что вы выбрали и почему?

Вопросы к детям:

Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали?

Какой еде вы отдаете предпочтение?

Как нужно правильно питаться?

Занятие № 3

«Плох обед, коли хлеба нет»

Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей о выращивание хлеба. Развивать связную речь, обогащать словарь. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивание и производстве. Воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания. Воспитать привычку заботиться о собственном здоровье.

Оборудование: Колоски ржи, пшеницы овса, хлеб на подносе, хлебное тесто, готовая выпечка.

Словарная работа: обмолачивать, перемалывать, измельчать, хлеборобы, мельница, мельник, пекарня, пекарь.

Предварительная работа: Чтение украинской сказки "Колосок", дидактическая игра "Что сначала, что потом".

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Склонила тяжелую голову рожь,

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо, земля, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна.

А нынче они урожай берегут.

Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом, от стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного.

А если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду

И колосом стану, и к людям приду.

Воспитатель: как вы думаете, о чем сегодня на занятии пойдет речь? Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Предлагаю вам рассмотреть ржаные и пшеничные колосья.

Дети их рассматривают, достают зёрнышки, сравнивают их и узнают, что чёрные и белые сорта хлеба выпекают из разных зёрен, а если зёрна смешать, то получится серый хлеб.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда к нам на стол хлеб пришел?Хлеб выпекают в пекарнях и каждое утро развозят по магазинам. Прежде чем он туда попадёт, многие люди долго работают.

Сначалахлеборобызёрна сеют в землю, из них вырастают колосья. Кто такие хлеборобы? Затем колосья собирают, обмолачивают и получают зёрна, зерна на мельнице перемалывают, измельчают и получают муку. Кто на мельнице работает? (мельник) И уже из муки пекут хлеб.

Воспитатель: а как называются люди, которые выпекают хлеб? (пекарь, пекари)

Предлагаю вам рассмотреть несколько сортов хлеба. Обратите внимание, что хлеб бывает разный по цвету, величине, форме. Во время беседы детям можно дать попробовать хлеб по маленькому кусочку. После этого дети делают вывод, что хлеб бывает разным на вкус.

Воспитатель: Как вы думаете «Зачем нужен хлеб человеку? Может ли он обойтись без хлеба? «Хлеб очень необходим для жизни людей - больших и маленьких. Его покупают в магазине или пекут дома, хлеб едят каждый день: с супами, с мясом, делают бутерброды и др. В народе говорят: «Плох обед, коли хлеба нет». Как вы понимаете эту пословицу?

Воспитатель предлагает помыть детям руки, в это время достаёт заготовку хлебного теста и предлагает детям определить, какое оно на запах, на ощупь, на вид, на цвет.

Воспитатель: Это наше хлебное тесто, его мне дала наш повар Ирина Вячеславовна, она печет для вас булочки, и поделилась тестом с нами, что бы мы могли с тестом поближе познакомиться и помочь ей приготовить булочки. Давайте ей поможем? Мы вложим любовь и доброту в каждую булочку. Воспитатель с детьми формируют булочки, укладывают их на противень, и предлагает помощнику воспитателя отнести их на кухню для выпечки.

Физкультурная минутка:

Грелись семена зимой

Под периной снеговой,

От морозных бурь вдали

Пили сладкий сок земли.

И однажды семена

Слышат: «К нам идёт весна».

Встали зёрнышки с постели,

По два крылышка надели

И - в дорогу к солнцу, к свету,

В долгий путь к весне лету!

Игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель предлагает карточки, где изображены хлебные изделия, фрукты, овощи, молочные продукты и т.д. Дети должны назвать 4-ый лишний продукт.

Воспитатель: предлагает детям вспомнить и повторить пословицы и поговорки о хлебе:

Хлеб – мать всех кушаний.

Нет хлеба, так нет и обеда.

Без печки холодно, а без хлеба – голодно.

В дороге хлеб не помеха.

Плох обед коли хлеба нет.

Словесная игра «Откуда хлеб пришёл?»

Откуда хлеб пришёл? - (из магазина);

А в магазин как попал? - (из пекарни);

Что делают в пекарне? – (пекут хлеб);

Из чего? - (из муки);

Из чего мука? - (из зерна);

Откуда зерно? - (из колоса пшеницы);

Откуда пшеница? - (выросла в поле);

Кто посеял? - (хлеборобы).

Вопросы к детям:

Откуда к нам на стол хлеб пришел?

Что нового дети узнали о хлебе?

Каким трудом и любовью достаётся хлеб?

здоровья ; месячник здорового образа жизни ; контроль над состоянием здоровья . Привлечение... конкретные обязанности по содержанию источников информации и ответственность...

  • Программа внеурочной деят i пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

    Программа

    Что комплект парциальных программ «Предшкола нового... и методическими источниками программы по «Русскому... ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 8.1 Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни ...

  • Программы вступительных испытаний* проводимых кубгу самостоятельно программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «математический анализ»

    Программа

    Активности по парциальным давлениям компонентов. ... Здоровье как источник успешной жизнедеятельности человека. Понятие здорового образа жизни . Характеристика факторов здоровья . Утрата здоровья ... обучения по программам бакалавриата и программам подготовки...

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (13)

    Основная образовательная программа

    Их развитие в повседневной жизни . В МАДОУ д/с № 3 реализуется парциальная программа «Здоровый дошкольник». Программа направлена на сохранение и... тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему...

  • «здоровье для всех профилактика лечение реабилитация»

    Документ

    Учебная программа в рамках Государственной программы развития... - установление причины (источник , путь, фактор... здорового образа жизни включает в себя пропаганду здорового образа жизни , здорового ... показана только при парциальном краевом повреждении протока...

  • Похожие публикации