Что такое блинчики. Кто придумал блины? Смотреть что такое "Блины" в других словарях

Блины относятся к традиционным блюдам русской кухни, имеющим многовековую историю традиции приготовления и подачи на стол.

И хотя большинство русских считают их исконно русской едой, это не так.

Откуда родом блины?

Возникновение блинов уходит своими корнями в дохристианскую эпоху. Есть сведения, датированные V веком до нашей эры, о рецептах кислых лепешек, прародителей блинов, в Египте.

Первые сведения о появлении блинов в рационе русичей относятся к 1005 году нашей эры. Тогда русичи баловали себя блинами, приготовленными при помощи дрожжей.

Существует множество преданий возникновения блинов на Руси. Одно из них рассказывает, что первый блин - это результат выпаривания и поджаривания овсяного киселя, забытого хозяйкой в русской печи. Спохватившаяся хозяйка подала на стол подрумянившийся блин из овсяного киселя, который пришелся всем по вкусу. Как гласит легенда, благодаря случайности русичи стали обладателями вкусного лакомства под названием «блины».

Крупнейший знаток русской кулинарии Вильям Похлебкин установил происхождение слова «блин». Это разновидность от «молоть», «млын» указывающее на приготовление блинов из перемолотых в муку злаков.

Так сложилось с древних пор, что в блинное тесто использовались только высококачественные продукты. Ведь блины вместе с кутьей были «жертвенными» блюдами и подавались на поминки и праздники, приуроченные к дням усопших. Для этих целей пекли много блинов, которые раздавали бедному люду, чтобы те ели и поминали покойников.

По одной из версий, в 11 веке блины стали главным символом Масленицы колоритного русского праздника, связанного с проводами зимы. Другая версия доказывает: золотой цвет блинов и их круглая форма имеют сходство с весенним солнцем и поэтому символизируют главное языческое божество Ярило, которому поклонялись славяне до принятия христианства.

Традиции, связанные с блинами

Несмотря на древние традиции, блины на Масленицу каждая хозяйка пекла по-своему. Эти семейные традиции передавались и усовершенствовались от матери к дочери из поколения в поколение. Сегодня существует огромное количество блинных рецептов, поражающих своим разнообразием.

Праздник Масленицы приурочен к последним дням зимы и началом Великого Поста. Поэтому на Масленицу нельзя было есть блюда из мяса. Но целый день можно было есть много блинов, щедро сдобренных маслом. В тесто для блинов хозяйки добавляли по своему вкусу манную, гречневую, пшенную каши. Могли начинить их икрой, селедкой, грибами. Их подавали к первым и вторым блюдам, горячему чаю вместе с медовыми сотами, сметаной, творогом, вареньем, повидлом.

На Руси блины можно было купить повсеместно:

  • на лотках;
  • у уличных торговцев;
  • в трактирах и кабаках.

Для правильного выпекания блинов с припеком их сначала поджаривали. Клали на блин любую начинку и доливали немного теста. Как только верхний слой теста немного выпекался, его переворачивали на другую сторону и дожаривали. Многие хозяйки упростили этот процесс. Они сразу накладывали припек на блин и заливали тестом, чтобы образовывались цельные блины, фаршированные начинкой. Очень любили русские припек из творога.

Каждая страна отличается рецептами и обычаями, связанными с блинами.

В Великобритании при приготовлении блинов в тесто добавляют эль и муку из солода.

В США пекут маленькие и толстенькие блины, похожие на оладьи. Любят использовать начинку из сыра, ягод, овощей, фруктов, сухофруктов, изюма.

Немцы к блинам подают лимон и сахарную пудру. Испанские жители в тесто добавляют кукурузную муку и начиняют их корицей, мясным фаршем, паштетом.

По сути, неважно, кто и когда придумал блинное тесто. Главное, что на протяжении веков вкусное, сытное и аппетитное блюдо остается неизменным атрибутом русской кухни!

Вы можете на нашем сайте или по телефону: +7 925 003-93-33

Их разновидности есть у всех народов, использующих в готовке муку: русские блины , французские (тонкие) блинчики (фр. crêpes ), монгольский гамбир , китайские блинчики , палачинки , английские pancakes , индийская доса , эфиопская ынджера , мордовские блины и другие.

Этимология названия

Название имеет славянские корни. Так, например, лужичане называют похожее блюдо (с дрожжами) - "Плинц" или "Блинц".

Блины - одно из самых древнейших изделий русской кухни, появившееся ещё до IX в. в языческие времена. Слово «блин» - искажённое «млин» от глагола «молоть ». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, т.е. мучное изделие.

Приготовление блинов

В фольклоре

  • Блин не клин, брюха не расколет.
  • Продал душу ни за овсяный блин.
  • Где блины, тут и мы; где оладьи, там и ладно.
  • Дело блин блином не вышло.
  • Надолго ли собаке горячий блин?
  • Русская народная песня «Ой, блины мои блины…» посвящены этому блюду

См. также

  • Плинц

Напишите отзыв о статье "Блины"

Примечания

Литература

  • Блины - Краткая энциклопедия домашнего хозяйства/ред. И. М. Скворцов и др. - М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия» - 1959.

Ссылки

  • Эльмира Меджитова. // Русская кухня. - М .: Колос, 1992. - 464 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-10-000034-1 .
  • . otveday.ru (2 марта 2008). .
  • Похлёбкин В. В. // Большая энциклопедия кулинарного искусства. Все рецепты В. В. Похлебкина. - М .: Центрполиграф , 2004. - 975 с. - 10 000 экз. - ISBN 978-5-9524-3563-6 .
  • Похлёбкин В. В. // Национальные кухни наших народов. - М .: Центрполиграф , 2009. - 640 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-9524-4050-0 .
  • // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т.. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. - Т. 1: А-Ж. - 688 с.

Отрывок, характеризующий Блины

– Позвольте мне, княгиня, знать, что нужно и что ненужно, – говорила княжна, видимо, находясь в том же взволнованном состоянии, в каком она была в то время, как захлопывала дверь своей комнаты.
– Но, милая княжна, – кротко и убедительно говорила Анна Михайловна, заступая дорогу от спальни и не пуская княжну, – не будет ли это слишком тяжело для бедного дядюшки в такие минуты, когда ему нужен отдых? В такие минуты разговор о мирском, когда его душа уже приготовлена…
Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу. Щеки его сильно перепрыгивали и, опустившись, казались толще внизу; но он имел вид человека, мало занятого разговором двух дам.
– Voyons, ma bonne Анна Михайловна, laissez faire Catiche. [Оставьте Катю делать, что она знает.] Вы знаете, как граф ее любит.
– Я и не знаю, что в этой бумаге, – говорила княжна, обращаясь к князю Василью и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках. – Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага…
Она хотела обойти Анну Михайловну, но Анна Михайловна, подпрыгнув, опять загородила ей дорогу.
– Я знаю, милая, добрая княжна, – сказала Анна Михайловна, хватаясь рукой за портфель и так крепко, что видно было, она не скоро его пустит. – Милая княжна, я вас прошу, я вас умоляю, пожалейте его. Je vous en conjure… [Умоляю вас…]
Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы зa портфель. Видно было, что ежели она заговорит, то заговорит не лестно для Анны Михайловны. Анна Михайловна держала крепко, но, несмотря на то, голос ее удерживал всю свою сладкую тягучесть и мягкость.
– Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
– Что же вы молчите, mon cousin? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего. Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы.
Но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.
– Oh! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – C"est ridicule. Voyons, [Это смешно. Ну, же,] пустите. Я вам говорю.
Княжна пустила.
– И вы!
Анна Михайловна не послушалась его.
– Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
– Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
– Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
Князь Василий опустил голову и развел руками.
В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
– Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
– Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
– Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Пьер молчал.
– Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

Вот уже много лет специалисты спорят о том, когда впервые люди научились делать блины. История этого продукта до сих пор окончательно не изучена. Ученые выдвигают ряд предположений, но ни одно из них не имеет убедительного подтверждения. Поэтому до настоящего времени история блинов так и остается загадкой. Для вынесения окончательного решения требуется время и достаточно весомые аргументы.

Взгляд в прошлое

Специалисты считают, что блины были первым блюдом, которое люди стали готовить после того, как научились делать муку. Об этом говорит даже само название продукта.

Как утверждает известный корифей в области кулинарии оно произошло от слова «млин», что в переводе с украинского значит «молоть». Именно поэтому устройство, с помощью которого изготавливается мука, называется «мельница». Отсюда можно сделать вывод, что история блинов напрямую связана с жизнью восточных славян. Все началось много веков назад. Еще до крещения Руси в каждом доме хозяйки, используя муку и воду, умели готовить тесто, из которого потом пекли пышные и румяные блинчики. Есть также мнение, что история блинов вовсе не связана с мукой. Просто однажды человек решил подогреть приготовленный накануне овсяный кисель. Вероятно, на тот момент он был очень занят, поэтому на время отвлекся. В результате жидкость запеклась и превратилась в лепешку. Так и появился первый блин. Однако все это - лишь предположения.

Многонациональное блюдо

Разные страны, соперничая друг с другом, пытаются доказать, что именно они должны считаться родиной знаменитого продукта. Каждый уверен в своей правоте и убежден, что мнения всех претендентов в корне ошибочны. У каждого государства есть своя история блинов и особые правила их приготовления. Так, американцы считают, что изделия эти должны быть маленькими и пышными. Их называют панкейками и пекут на специальных сковородках, а затем подают в тарелке по 2-3 штуки, обильно полив кленовым сиропом. А в странах Южной готовят из кукурузной муки и едят вместе с различными горькими или кислыми соусами. Буряты и монголы представляют это блюдо в виде крупных плотных лепешек, которые называют «гамбир». Их подают вместе с супом или отварным горячим мясом. В Индии блины называют «доса». Они представляют собой хрустящие лепешки, приготовленные из муки (овсяной, рисовой, пшеничной или чечевичной) грубого помола. Обычно досу делают с начинкой и подают вместе с заранее приготовленным соусом или свежими овощами. Но как бы ни готовили этот продукт, все равно он остается круглым, ароматным и всеми любимым блюдом.

До сих пор никто не может объяснить, откуда взялись первые блины. История происхождения этого продукта, по мнению многих ученых, уходит своими корнями в далекое прошлое. Есть даже предположение, что впервые их начали выпекать еще в Древнем Египте. Правда, если присмотреться, то подобные изделия в то время больше напоминали собой лепешки. Кроме того, в восточных странах для приготовления блинов поначалу использовали специальные печи. Заготовки из теста просто лепили на внутреннюю поверхность, а затем снимали, используя особые приспособления. Поэтому, учитывая игру слов, это были скорее лепешки, чем блины. У китайских мастеров кулинарии свое отношение к этому продукту. Для них блинами считается тесто, подсушенное на сухой раскаленной сковороде. После этого в них просто заворачивают разные продукты (мясо или овощи).

По сути, это - не блины. История происхождения их также непонятна. А сами они напоминают собой для роллов, и совершенно не воспринимаются как самостоятельное блюдо.

Русская кухня

История блинов на Руси насчитывает более тысячи лет. За это время прошла целая эпоха, на протяжении которой популярный продукт выступал в самых разных качествах. Изначально это было блюдо, которое использовали для траурных обрядов. Его готовили для умерших, провожая их в последний путь. В те годы люди верили, что так они могут кормить души своих покойных предков. Чтобы родные люди могли поесть на том свете, свежие блинчики клали в гроб на похоронах. Их пекли в больших количествах, а потом раздавали нищим и странникам, которых считали посредниками между миром живых и мертвых. Но история блинов на Руси этим не заканчивается. Долгое время этому блюду придавалось особое значение. У каждой хозяйки был свой рецепт теста, который она хранила в большой тайне и передавала родным из поколения в поколение. Опару на блины обычно ставили поздно вечером, когда все домочадцы уже спали. Считалось, что такой процесс должен был проходить без посторонних глаз. С годами эта привычка сохранилась, а повод стал вполне обычным.

Сейчас блинчики в каждой семье готовят просто так - в качестве второго блюда или сладкого десерта.

Предположения и реальность

Сейчас трудно сказать, с чего действительно все начиналось. История возникновения блинов по сей день так и не изучена.

Предположения историков разных лет подчас противоречат друг другу. Одно время специалисты утверждали, что древние люди, поклоняясь языческим богам, пекли круглые блины как символ солнца. Этим пожертвованием они хотели угодить богу Перуну, чтобы заручиться его поддержкой. Однако со временем было полностью опровергнуто. Версия жертвенного хлеба сменилась ритуальной символикой, которая существует и в настоящее время.

Часто можно наблюдать, как в дни поминовения умерших во многих славянских семьях хозяйки пекут блины и ставят их на тарелке около иконы, зажигая рядом свечку. Этим жестом они приглашают своих родных на трапезу и дают понять, что их не забыли. Даже в наш просвещенный век многие до сих пор верят, что в определенные дни, приходя на кладбище, надо обязательно брать с собой свежеиспеченные блины и, уходя, оставлять их на могиле покойного.

Еда в светлый праздник

Привычка использовать популярное блюдо как средство для поминовения сохранилась не только для людей. Об этом также рассказывает история блинов. На Масленицу в деревнях устраивалось настоящее веселье. В домах столы просто ломились от обилия праздничных блюд. Однако главным угощением все-таки оставались блины. Их пекли целыми стопками, заботливо промазывая каждый слой ароматным сливочным маслом. Именно с блинов начиналось праздничное застолье. Ими угощали каждого, кто случайно заходил в дом. По преданиям Масленица - это день, когда зима встречается с весной и уступает ей дорогу. Чтобы с честью проводить уходящую холодную пору года, на улице устанавливали чучело и сжигали его под общее ликование.

Такое событие принято было отмечать в компании. Народ собирался на улице и устраивал настоящее массовое гулянье. Считалось, что праздновать такое событие нужно с размахом, ведь кроме зимы люди провожали еще и старый год. Как известно, до 14 века новогодние праздники наступали именно в марте.

Блины – это блюдо, которое нужно не просто замешать, но и выпечь, то есть подвергнуть термической обработке. Конечно же, динозавры своим маленьким умом с грецкий орех не могли до этого додуматься, а вот древним людям, занявшим планету после чудовищ, это искусство покорилось.

Неизвестно, что толкнуло человека на приготовление мучного блюда с большим количеством жидкости, но в результате мир получил вкусное и экономное кушанье, которое при использовании дрожжей увеличивает объем еще больше. Способ приготовления настолько прост, что граничит с примитивностью: на раскаленную сковороду, смазанную жиром, выливается порция теста. Причем оно растекается тонким слоем и обжаривается сначала с одной, а потом - с другой стороны, принимая форму круга.

Блины - излюбленное лакомство детей и взрослых.

Ученые расходятся во мнениях об историческом периоде возникновения блинов. Некоторые историки склоняются к мнению, что они появились на Руси в VIII веке. Основанием тому послужили результаты раскопок неподалеку от озера Ильмень, где обнаружена стоянка кривичей. По найденным черепкам была восстановлена кухонная утварь, среди которой имелись осколки блюд с плоской формой. Поэтому было сделано предположение, что на такой посуде изготавливали мучные изделия, в том числе и блины. Характерно, что среди большого числа племен, живших на территории европейского континента, только славяне и кривичи пользовались посудой с такой формой.

Некоторые историки имеют основания предполагать, что временем появления дрожжевых блинов является период 1005-1006 годы. По их версии, первый блин был приготовлен совершенно случайно. Одним из традиционных блюд на Руси был овсяный кисель, который при разогревании поджаривался и зарумянивался. Из любопытства стряпуха, которая «прозевала» , попробовала подгоревшую часть блюда и решила, что это вкусно.

Историк кулинарии Вильям Васильевич Похлебкин склоняется к мысли, что блины имеют более древнюю историю, а происхождение названия «блин» связывает с искаженным «млин» от слова «молоть». То есть, в общем понимании «млин» относится к изделиям из муки.

Интересен тот факт, что заквашенный хлеб появился позднее, чем блины. Археологи имеют этому доказательства. При раскопках ученые обнаружили, что для приготовления блинов использовались горячие камни или неглубокие глиняные горшки, которые нагревались на огне. У древних греков такое блюдо называлось «тагенитасы», от греческого слова «сковорода». Для выпечки использовалась пшеничная мука с добавлением оливкового масла, меда и прокисшего молока. Тагенитасы служили завтраком и упоминаются у поэтов античности Кратинуса и Магнеса, которые жили в V в. до н.э.

Из истории блинов в России


На праздник Масленицы блины на Руси были и остаются центральным блюдом.

Отношение к блинам в нашей стране всегда было особенным: это больше, чем еда, это божественный символ. Во времена язычества на Руси блины приносились в жертву богу Перуну и другим идолам. Они символизировали Солнце и были атрибутом обрядов проводов зимы и встречи весны.

Блины были на столе у славян весь год, а на Масленицу подавались как центральное блюдо. Масленица – это народный персонаж, который представляют, как чучело в женской одежде или одетое в солому с блином, покрытым маслом, в руках. Иногда в руках у Масленицы была сковорода. Этот образ олицетворяет Плодородие, Зиму и Смерть.

В конце первого века металлургия находилась в зачаточном состоянии, поэтому блины выпекались на глиняных печах с плоской плитой из камня, смазанной жиром. С увеличением знаний об окружающем мире и способов получения металлических изделий изменялась и техника приготовления блинов.

Почтительное отношение к блинам объясняется не только их божественным происхождением, но и определенными традициями и приметами. Например, количество съеденных блинов на Масленицу определяло уровень благосостояния человека и успешности дел на протяжении всего года. Согласно традиции блины следует брать только руками. Плохая примета - протыкать или резать блины, которые являлись символом Солнца. Того, кто резал блины, били палками. И сейчас это правило действует: столовые приборы не используют, а выпечку берут руками, скручивают, рвут.

До Крещения Руси блины служили в качестве хлеба для пожертвований неимущим и употреблялись на поминках по усопшим. По одной из традиций, неудавшиеся блины отдавались нищим для поминовения.

Эволюция блинов


Творог- популярная начинка для блинов.

Вкус современных блинов далек от вкуса тонких лепешек наших предков. Это связано с тем, что нередко они добавляли ржаную муку вместо пшеничной. Также для приготовления блинного теста использовались .

Изменение технологии выпечки и рецептуры блинов неразрывно связаны с историей Руси. Происходило объединение восточно-европейских племен, создавались княжества, из которых постепенно строилось государство. Революционное влияние оказало Крещение Руси, в результате чего изменились древние традиции.

Однако некоторые языческие праздники искоренить не удалось. Одни были приспособлены под христианские догмы, другие остались в первоначальном виде. Наиболее яркий из них, не претерпевший существенных изменений – Масленица.
В давние времена блины были без начинки, но обильно смазывались жиром. При расширении государства приращивалась не только территории с их населением, но и обычаи этих народов. Поэтому появилась новая традиция: класть в блинчики разнообразную начинку. Обилие лесов обусловило распространение блинов, начиненных . В отличие от мясных, они стоили намного дешевле. Для сладкой начинки использовали варенье из фруктов и .

Ассимиляция народов привела к смешению обычаев и кулинарных пристрастий, которые, как правило, связывались со средой обитания. Огромное влияние на обычаи людей оказало трехсотлетнее татаро-монгольское иго. У жителей степей преобладал мясной рацион, что отразилось и на кулинарных предпочтениях порабощенного народа. Появление , щедро приправленной специями – тому свидетельство. Также пришла новая традиция: кушать блины с соусом на основе мясного бульона с овощами. Широко получил распространение фарш из ливера. Самой популярной стала начинка из .

После освобождения от татаро-монгольского ига, в ходе становления и роста государства Российского, блины приобретали особенности национальных кухонь. Добавился украинский и белорусский колорит, шло постоянное совершенствование техники приготовления и возникали новые рецепты блюда. При этом суть оставалась неизменной. Блины не имели классовых различий: они были на столе как у крестьян, так и у дворян.

С освоением Сибири в 16 веке для распространения блинов возникло препятствие. Местное население в основном занималось охотой и рыболовством, а также сбором даров леса. Через некоторое время первопроходцы завезли в те края пшеницу, стали ее выращивать и получать муку. Это позволило блинам вместе с русскими путешественниками завоевать новые просторы.

В европейской части Российского государства – солнечной и богатой плодородными землями – свои обычаи. Это не могло не отразиться на способе приготовления блинов. Блины с творогом и сметаной – визитная карточка тех мест. Сейчас такое блюдо – распространенное явление, а в прошлые времена только дворяне и царские особы угощались им. Блинчики с икрой подавались заморским гостям и имели ошеломительный успех.

Блины стали настолько неразделимы с жизнью русского народа, что даже революционные нововведения и поток заморских блюд во времена правления Петра Великого не смогли повлиять на пристрастие к такой «простой» еде. Даже иностранцы, которые считали Россию диким краем, интересовались, кроме тортов и пирожных, блинами с медом.

В период царствования Екатерины Великой мода подавать блины в среде дворян стала уходить. Этикет предписывал пользоваться во время застолий столовыми приборами, а блины имеют такую толщину, что требуется определенная ловкость, чтобы, используя нож и вилку, поднести кусочек ко рту. Однако это не помешало простым людям сохранить традицию и есть блины руками.

Прошли века, и блины из того блюда, которое готовили наши предки, трансформировались в несколько специфических. Для приготовления теста традиционных блинов требуются дрожжи, поэтому они толстые. Блинчики очень тонкие, их готовят на бездрожжевом тесте, но с использованием молока и яиц. Они могут быть самостоятельным блюдом, но чаще подаются с соусом или подливой, а также начиняются разнообразным фаршем.

Оладьи – это тоже вид блинов, только они отличаются по форме и размерам. Для их приготовления нужны дрожжи, что придают объем и воздушность. Перед подачей они покрываются маслом и присыпаются сахарной пудрой.

Имеется еще одно «изобретение»: блинцы. Они готовятся по принципу блинов и представляют собой нечто среднее между оладьями и блинами. Дело в том, что не у каждой хозяйки получаются такие тонкие блины, что через них можно смотреть, и часто для приготовления лакомства используются небольшие формочки и маленькие сковородки, или просто делают небольшие лепешки, похожие на оладьи. Это становится отличным вариантом для кулинаров, которые хотят постепенно повышать свое мастерство в приготовлении блинов.


Полезное видео о истории и приготовлении блинов


История возникновения блинов ведет нас в древние времена. Столь популярные в наше время в каждой семье блинчики, появились еще до появления христианства. В научных кругах предполагают, что некоторые народы многие разновидности блинов пекли еще до нашей эры. Но документально доказано, что на Руси, блины появились только к IX столетию нашей эры. Ученые, также, утверждают, что слово “блин” происходит от слова “млин” (читается — млын), т.е, изделие из перемолотой муки. Почему так — хорошо понятно тем, кто хоть чуточку знает украинский язык. В Украине, “млином” называется мельница, а блинчики называются просто — “млинцями”.

Практически в каждой стране мира есть свой вид блинов. В Египте они больше походят на кислые лепешки, а в Америке — они небольшие по диаметру, толще, чем у нас и называются панкейки. В Нидерландах такие панкейки подаются с шоколадной пастой или джемом, в Германии – с сахаром и лимоном. Жители Азии выпекают тонкие пресные блинчики, которые часто используют во время еды вместо хлеба. Везде своя история создания блинов и свои традиции приготовления и употребления в пищу.

Несмотря на то, что современные хозяйки преимущественно жарят блины на сковороде, глаголы «печь» и «выпекать» очень часто используют в рецептах. Это происходит оттого, что в старые времена это блюдо выпекали в печи.

Самые вкусные блины – свежие, только снятые со сковороды. Однако, следует отметить, что и в остывшем виде они не теряют своих восхитительных вкусовых качеств.

У славян, кроме обычных, популярны еще и дрожжевые блины, с особой технологией приготовления теста. Тесто для блинов готовят на самой разной основе: на молоке и воде, на кефире или сыворотке, с яйцами или без них, и даже на минеральной воде или пиве. Очень популярны заварные блины, с особой технологией приготовления теста. По традиции, при замешивании блинного теста мука может использоваться самая разная. Соответственно, и блины получаются очень и очень разными на вкус.

Существуют еще и разные способы употребления блинов. Некоторые хозяйки подают на стол блинчики горкой, смазав их сливочным маслом. Чаще всего, к ним отдельно ставят сметану, мед, варенье, сладкие или соленые соусы. Можно завернуть в каждый блин начинку, можно чередовать их с прослойками начинки в виде пирога или торта. Из сладких начинок популярны творожные, фруктовые и ореховые, из соленых – мясные, рыбные, грибные. Весьма популярны, так называемые, блины с припеком. При таком способе жарки, начинка накладывается на блин в момент жарения.

Если кратко, то вот, наверное и вся история возникновения блинов. Выбирайте рецепты и пеките блины, ешьте сами и угощайте родных и соседей. ВСЕМ — приятного аппетита! И пусть, даже первый блин, у Вас никогда не будет комом.

Похожие публикации