Какие общие признаки имеют растения грибы животные. Каковы общие признаки грибов и чем они отличаются от растений и животных

Добро пожаловать на сайт грибника! Всегда приятно выбрать время и направиться на сбор разномастных грибочков, произрастающих в любом уголке мира. Затем заполненные корзинки, ведра и мешки превращаются в чудесные блюда, а также успешно консервируются для заготовки на зиму. Поэтому на сайте «Грибопедия» можно встретить описания большинства видов грибов, произрастающих в средней полосе, а также многочисленные рецепты, рекомендации и общение с другими грибниками.

Ваш браузер не поддерживает JavaScript, либо он отключен в его настроках. Для удобства работы с сайтом рекомендуется включить JavsScript или использовать современный браузер.

Царство грибов

Помимо привычных грибов это царство включает дрожжи, плесень, ржавчину, роды Дождевик, Трюфель и Сморчок. Порядка 100 000 разновидностей грибов были описаны систематиками. Грибы отличны от растений и животных и поэтому грибы выделяют в отдельное царство. Они везде: в воде и в воздухе, на земле и в почве, снаружи и внутри растений и животных. В то время как одни грибы можно увидеть только в микроскоп, другие простираются более чем на сотни гектар. Грибы кажутся растениями, но они тесно связаны с царством животных. Поскольку грибы лишены фотосинтеза, они не способны производить органические вещества из минералов, воды и газа, как это делают растения. Необходимые им питательные вещества они получают из других источников. Постигать царство грибов биология доверила микологии - разделу биологии, которой отведена роль в изучении грибов.

Признаки царства грибов

К царству грибов относится группа "низшие грибы", в которую входят 3 отдела, 1 семейство, 1 класс и 1 порядок и 1 подцарство "высшие грибы", состоящее из 2-х отделов. Грибы разнообразны по своей морфологии и среде обитания, являются гетеротрофными организмами , получающие готовые органические вещества поглощением. Оболочка клеток грибов больше частью составлена из хитина - углевода, в то время как оболочки клеток растений состоят из целлюлозы. Энергетические углеводы накапливаются в грибах в форме гликогена. Для взгляда человека видно лишь плодовое тело гриба, в то время каксам организм гриба является мицелием , состоящим из крошечных нитей, названных гифы . Питание грибов происходит абсорбцией питательных веществ из органического материала, на котором они растут. У грибов нет органов пищеварения, они переваривают питательные вещества расщепляя их до того как они пройдут через клеточные стенки в гифы. Гифы производят ферменты и кислоты, которые расщепляют сложные органические молекулы в простые комплексы.

Грибные геномы относятся к малым геномам эукариотов, хотя отдельные виды имеют относительно большие геномы, другие - чрезвычайно маленькие. Значительно разнятся размерами геномов оомицеты (Альбуго laibachii (Albugo laibachii) 37 мегабит, фитофтороз (Phytophtora infestans) 240 мегабит). Грибные хромосомы и ядра относительно невелики, и хромосомное число, в общем, также низкое (4-8), хотя и более высокое хромосомное число также встречается (например, 21 у пузырчатой головни кукурузы (Ustilago maydis) ).

Классификация царства грибов

На основе спорангиев, в которых продуцируются споры, грибы классифицируются на четыре отдела:

Отдел аскомикота: сумчатые грибы

Сумчатые грибы производят споры в маленьких мешочках в форме чашки, называемых асками , отсюда и имя аскомикота. Зрелые споры в мешочках известны как аскоспоры , они высвобождаются из конца раскрывающейся аски. Дрожжи являются наиболее распространенными одноклеточными в царстве грибов биология их размножения характеризуется почкованием - бесполым процессом. Зародыши формируются на стенке родительской клетки, затем они отщепляются и превращаются в новые идентичные родительской дрожжевые клетки . Примерами сумчатых грибов являются Сморчки, Трюфели, грибы бокальчики и порошкообразная плесень. Сумчатыми являются роды: Аспергилл (Aspergillus) , Спорынья (Claviceps) и вид Нейроспора густая (Neurospora) .

Отдел базидиомицеты: базидиальные грибы

Базидиальные грибы включают дождевики, головню, ржавчину и поганки . Споры зарождаются в булавовидных структурах, названных базидиями. В грибах базидии расположены в пластинках под шляпкой. Огромное количество спор производится базидиальными грибами. И в самом деле: гриб средних размеров производит более чем 16 миллиардов спор. Но эти споры редко созревают или прорастают. Пример: Шампиньоны (Agaricus) , Головнёвые грибы (Ustilago) и Пуччиния (Puccinia) .

Отдел зигомикота: грибы, формирующие зиготы

Эти грибы обычно обнаруживаются на сыре, хлебе и другой портящейся еде. Они формируют зиготы, отсюда и название зигомикота. Споры производятся в оболочке круглой формы, названной спорангием. Сероватый пух, замеченный на хлебе и портящейся еде, на самом деле является массой зрелых спорангий. Под микроскопом они рассматриваются как булавочные головки. Когда спорангий раскрывается, он выпускает сотни спор. Примеры родов зигомикота: Мукор или белая плесень (Mucor) (Rhizopus) , Альбуго (Albugo) .

Отдел дейтеромицеты (в настоящем нетаксономическая группа): несовершенные грибы

Эти организмы известны как несовершенные грибы - они размножаются не половым способом, а бесполыми спорами, известными как конидии. Некоторые из них вызывают болезни у людей - стригущий лишай, микоз, а также у растений - альтернариоз яблони. Есть среди них и полезные грибы. Наиболее важными из несовершенных грибов являются роды Пеницилл (Penicillium) и Аспергилл (Aspergillus) . Определить их окончательную классификацию в царство грибов биология затрудняется по ряду причин: большинство грибов классифицируется по признакам плодовых тел и спор, продуцируемых половым способом, а дейтеромицеты описаны только как размножающиеся неполовым способом или вовсе без спор . Примерами дейтеромицетов является роды Альтернария (Alternaria), Коллетотрихумы (Colletotrichum) и Триходерма (Trichoderma) .

Примеры царства грибов

Еще раз приведем примеры царства грибов:

  • Сумчатые грибы : дрожжи, Сморчки (Morchella) , Трюфели (Tuber) и Пеницилл (Penicillinum) .
  • Грибы, формирующие зиготы : Мукор или белая плесень (Mucor) , Ризопус или «серая головчатая плесень» (Rhizopus) , Альбуго (Albugo) .
  • Базидиальные грибы : Шампиньоны (Agaricus) , Головнёвые грибы (Ustilago) и Пуччиния (Puccinia) .
  • Несовершенные грибы : Альтернария (Alternaria) , Коллетотрихумы (Colletotrichum) и Триходерма (Trichoderma)

Микориза. Сосуществование грибов и высших растений

Процесс взаимодействия мицелия гриба с корнями высших растений называется микоризой. Более чем 90% растений являются симбионтами микоризы. Слово происходит от латинского Mycorrhizae (которое, в свою очередь, происходит от греческих Myco - μύκης - гриб и rhiza - фρίζα - корень). Микориза бывает трех типов: эктомикориза и эндомикориза и смешанная эктоэндомикориза.

  • Эктомикориза - когда грибы формируют обволакивающую оболочку снаружи корня.
  • Эндомикориза - также известна как везикулярно-арбускулярная микориза. Вместо формирования оболочек вокруг корня мицелий через поры проникает внутрь корня.
  • Эктоэндомикориза - совмещение эндо- и эктомикоризы. Встречается переход от одного типа микоризы к другой.

Экономическая важность грибов

Грибы существуют в большом разнообразии размеров и форм и несут важное экономическое и продовольственное значение.

Это интересно: Коварное отравление императора Клавдия

В Древнем Риме, где блюда из грибов были знакомы и любимы, знали и о смертельных свойствах бледной поганки. Блюда той эпохи готовились из болетовых, трюфелей, сморчков, краснушек и высоко почитаемого мухомора цезарского. Император Клавдий был известен за свою страсть к грибам, а более всего за то, что за эту страсть он был вынужден распрощаться с жизнью. Его супруга Агрипина, торопясь увидеть на троне вместо Британника – сына императора своего сына от первого брака Нерона, подала супругу блюдо с цезарскими мухоморами и бледными поганками.

Нерон не был образцовым императором, зато всякий раз, когда кто-то нахваливал божественный вкус грибов, он охотно соглашался и говорил, что отчим Клавдий и вправду присоединился к богам, поев грибы (римские императоры после смерти обожествлялись).

Довольно долгое время грибы относили к растениям. Они характеризовались как низшие, не имеющие хлорофилла. Происходило это потому, что такие признаки грибов, как неподвижность, способность к росту на протяжении всей жизни, способ питания, наличие у клетки твердой оболочки, позволяли ученым делать соответствующий вывод о принадлежности этих созданий природы к Но в 1970-80-х годах в науке произошло их выделение в отдельное царство, насчитывающее более ста тысяч видов. А некоторые ученые предполагают, что на самом деле видов грибов намного больше, просто они еще не все открыты человеком. О том, каковы общие признаки грибов, какие свойства являются для них наиболее характерными и о многих других интересных вещах попробуем рассказать в данной статье.

Микология

Науку, изучающую их жизнь и деятельность и то, каковы общие признаки грибов, стали называть микологией. По традиции она считается разделом ботаники (ранее грибы как растения изучали ученые-ботаники). В начале 21 века, таким образом, сам термин «грибы» стал не совсем однозначным, объединяющим различные по структуре и организмы.

Великое множество

В природе этих существ - поистине великое разнообразие, и биологическое, и экологическое. Грибы можно увидеть повсюду: и на земле, и в воздухе, и в водных пространствах. А по оценкам различных специалистов-микологов насчитывается от 100 тысяч до миллиона видов грибов и грибоподобных организмов. Они стали весомой частью целых экологических систем планеты. Весь наш мир буквально пронизан этими созданиями природы: от мельчайших спор в воздухе до грибниц, тянущихся под землей на многие километры. Кстати, по оценкам исследователей, самое большое существо на Земле - гриб! Каковы же общие признаки грибов при довольно большом их разнообразии: от почти невидимых глазу спор до имеющих вес более 10 килограммов? Давайте вместе проанализируем.

Признаки, характерные для грибов

Как уже было сказано, грибы содержат в себе признаки и растений, и животных. То есть имеют сходство и с животным, и с растительным миром, не будучи ни тем ни другим. Эти качества грибов и грибоподобных организмов и позволили выделить их в отдельное царство природы.

Способы питания

Нет хлорофилла

Грибы не способны к фотосинтезу, как те же растения. Они не содержат в клетках хлорофилл. Каковы общие признаки грибов? В состав их клеток входит хитин (характерный, к примеру, для скелетов членистоногих). А еще эти существа способны запасать углеводы (гликоген), а конечный продукт метаболизма из организма - выводить. И эти общие признаки грибов также сближают их с животными.

Неподвижность и рост

Грибы не способны передвигаться так, как это делают животные. В каком-то смысле они неподвижны (конечно, если не учитывать мицелий, который способен передвигаться, разрастаясь под землей, иногда на многие километры). К тому же они всю свою жизнь растут и размножаются спорами, как это делают многие растения. А еще они питаются путем всасывания и синтезируют гормоны с витаминами, что также их сближает с растениями.

Различие в происхождении

Но несмотря на многие сходства, ученые выяснили, что грибы и растения происходят от различных групп древних микроорганизмов, обитавших в незапамятные времена в водной среде. И эти два царства различаются в своем эволюционном пути.

Каковы общие признаки грибов

При некотором сходстве и с растениями, и с животными, грибы имеют и только им присущие черты. Вегетативное тело организма - грибница (мицелий), способная неограниченно развиваться всю свою жизнь. Зона субстрата образована у грибов из так называемых гифов - трубчатых нитеобразных структур. Ими гриб крепится к субстрату, где питается. У гифов слабо выражено клеточное строение. А вообще, грибы могут иметь и одноклеточное, и многоклеточное строение, ядерное, ограниченное оболочками.

Внешняя или воздушная зона многих грибов представлена плодовыми телами (то, что мы привыкли, собственно, называть грибами). При благоприятной среде они выходят из мицелия наружу. В плодовых телах содержатся споры, предназначенные для размножения. Известно, что некоторые шляпочные грибы могут производить до нескольких десятков миллиардов спор за жизнь плодового тела. Но грибы могут размножаться еще и мицелием (а в отдельных случаях его клетками).

Инструкция

Основной особенностью грибов, ставящей их на особое место среди живых организмов, является то, что, не будучи ни растениями, ни животными они, тем не менее, имеют сходство и с первыми, и со вторыми.

Грибы - гетеротрофы, т.е. не синтезируют органику, а потребляю ее уже в готовом виде, они не способны к фотосинтезу, поскольку не содержат хлорофилл, в состав их клеточных стенок входит хитин, что, как известно, характерно для скелета членистоногих. Грибы способны запасать углеводы в виде гликогена и выводить конечные продукты обмена веществ – эти признаки делают их похожими на животных.

В то же время грибы неподвижны, имеют клеточное строение оболочек, дышат кислородом, синтезируют витамины и гормоны, питаются путем всасывания, растут за счет верхушечной части, размножаются спорами – это черты растений.

Ученые выяснили, что при всей их схожести, грибы и растения произошли от разных групп микроорганизмов, обитавших когда-то в воде, т.е. прямой эволюционной две эти группы не имеют. Грибы – одни из самых древних эукаритичных организмов. Они могут иметь как одноклеточное так и многоклеточное строение, но в любом случае, их клетки содержат ограниченные оболочкой ядра.

Грибы имеют и особые, только им присущие черты. Их вегетативное тело представляет собой грибницу или мицелий, который способен расти неограниченно, в течение всей жизни. Мицелий делится на субстратную и воздушную функциональные зоны. Субстратная зона образована гифами – разветвленными трубчатыми нитеобразными структурами. Она обеспечивает прикрепление гриба к субстрату, а также возможность всасывания ими воды и питательных веществ, и их перенос к расположенной выше воздушной зоне грибницы.

Гифы не имеют выраженного клеточного строения. Их протоплазма может или совсем не разделяться, или делиться поперечными септами - перегородками - на отсеки. Этот вариант напоминает обычное клеточное строение, но образование септ, не сопровождается делением ядер. Обычно в центре перегородки имеются поры, через которые протоплазма может перетекать в соседний отсек. В каждом отсеке вдоль гифы располагается одно или несколько ядер. Не разделенные гифы называются несептированными или нечленистыми. Разделенные – членистыми или септированными. Воздушная зона мицелия – это плодовое тело, гриба.

Размножаются грибы половым и бесполым путями. Во втором случае размножение происходит участками мицелия или даже отдельными его клетками. Возможно также почкование и размножение спорами, образующимися в плодовом теле гриба. При половом размножении у некоторых видов происходит слияние клеток на концах гиф.

Цели урока:

Образовательные:

  1. раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, распространение, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (прокариоты, растения, животные);
  2. учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
  3. предупреждать и исправлять некоторые ошибки и неточности, допускаемые учащимися: а) ошибочность представлений о мицелии шляпочных грибов и отождествлении грибницы с корнями, б) отождествление спорангиев мукора с плодовыми телами, в) отождествление спор грибов с семенами.

Развивающие:

  1. развивать понятия о многообразии живых организмов;
  2. продолжить развитие познавательного интереса к урокам биологии;
  3. продолжить развитие умения анализировать, наблюдать, сопоставлять, логически мыслить;
  4. продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.

Воспитательные:

  1. продолжить формирование научного мировоззрения через целостное восприятие окружающего мира;
  2. осуществлять эстетическое воспитание через показ красоты грибов;
  3. воспитывать навыки коммуникативности в работе, умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Тема урока: “Царство грибы”.

1). Учитель задаёт проблемный вопрос: Мы с вами переходим к изучению одного из самых своеобразных царств живой природы – царства грибов. Французский ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как дьявольское произведение , нарушающее общую гармонию природы . Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников. Чем же грибы заслужили такое описание? (мозговой штурм )

Ученики высказывают разные предположения по этому поводу (грибы бывают ядовитые, ими можно отравиться, грибы похожи и не похожи на растения и др.).

Учитель: Изучая оболочки грибных клеток, французский учёный Г. Бракон в 1811 году выделил неизвестное до того времени вещество и назвал его фунгином (от латинского фунгус – гриб). Затем такое же вещество было обнаружено в покрове тела насекомых и других членистоногих. Это вещество – хитин. О чём свидетельствует наличие у грибов и большей части членистоногих животных одного и того же вещества?

Ученики: это говорит о сходстве грибов и животных.

Учитель: задача урока - выделить признаки грибов, ответить на вопрос, почему грибы относятся к отдельному царству?

Учитель: Сравните грибы с другими царствами эукариот, найдите сходства и отличия. Ученики используют для работы учебник Н.И. Сонина и В.Б. Захарова для 7-го класса.

Учащиеся в итоге приходят к следующей характеристике грибов: грибы имеют сходства с растениями и с животными, но также имеют свои особые признаки.

Признаки грибов

2). Строение грибов. Учитель: Рассмотрите рисунок грибной клетки в учебник (стр. 21) и ответьте на вопрос, какие черты характеризуют клетку гриба?

Учитель: Нарисуйте шляпочный гриб и подпишите его части. На рисунке ребята должны подписать плодовое тело (воздушный мицелий), субстратный мицелий, шляпку, ножку гриба.

Учитель: Какие виды шляпочных грибов вы знаете? Ответ: трубчатые и пластинчатые.

Ученики выполняют лабораторную работу “Строение плодовых тел грибов ”, используя соленые или маринованные грибы (опята, грузди, маслята и др.). Ребята находят отличия в строении трубчатых и пластинчатых грибов, записывают примеры разных грибов в тетрадь.

3). Питание грибов. Учитель: В клетках грибов, даже зелёных сыроежек, отсутствуют хлоропласты. Фотосинтез, как вы знаете, у них не происходит. Как же питаются грибы?

Учитель: Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?

Ученики: Между определёнными видами деревьев и грибов существует связь – симбиоз (полезное сожительство).

Учитель: Действительно, мицелий определённых видов грибов устанавливает сожительство с корнями определённых видов древесных пород – симбиоз. Корни деревьев получают от гриба воду с растворёнными солями, а гриб от деревьев – органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел. Гифы грибницы переплетаются с корнями деревьев, образуя микоризу (грибокорень).

Учитель: Люди научились выращивать шампиньоны на навозе, вешенку – на отрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев, на соломе. Почему на навозе или чурбаках деревьев нельзя выращивать белые грибы или подосиновики?

Ответ: Без микоризы белые грибы и подосиновики не растут.

4). Размножение грибов. Учитель: Идя по лесу, вы видите много грибов. А откуда они берутся?

Ученики: грибы размножаются спорами.

Учитель: Способы размножения грибов: 1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов); 2) бесполое размножение – спорами; 3) половое размножение – слияние гамет.

Споры у шляпочных грибов образуются под шляпками в трубочках или на пластинках. Лёгкие маленькие споры образуются в огромном количестве (например, у шампиньонов до 16 млрд.) и разносятся ветром (их обнаруживают даже на высоте 20 км над землёй!), водой, насекомыми и другими животными на значительные расстояния (до 1,5 тыс. км). Стоит им попасть в подходящие условия, и они начинают прорастать, образуя новые молодые гифы.

Учитель: Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном месте?

Ответ: Грибники собирают плодовые тела, а мицелий и споры остаются в земле, и через какое-то время снова в этом месте вырастут грибы.

5). Рост грибов. Учитель: Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги – как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление “нечистой силе”, называли их “ведьмины кольца”. В древности люди верили, что это места пляски ведьм и другой нечистой силы, поэтому по границе внутри кольца трава как бы вытоптана. В Скандинавии бытовало поверье, что при лунном свете траву вытаптывают эльфы – сказочные воздушные существа. В Голландии считалось, что на “ведьминых кольцах” сбивают масло черти, у коров, поевших травы с такого места, должно испортиться молоко. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии (мозговой штурм).

Ответ: От споры грибница чаще всего разрастается по радиусам, потому что её нити в почве равномерно расходятся во все стороны. Через определённое время на радиальных нитях появляются плодовые тела. Грибница, разрастаясь, истощает почву, и на ней не может расти трава. Равномерно разрастаясь от центра во все стороны со скоростью 10-15 см в год, грибница образует круг. Эти окружности хорошо заметны на открытых пространствах, а в лесу “хоровод” часто размыкается деревьями и кустарниками.

Учитель: Зная, что грибница разрастается кругами, опытные грибники умеют их правильно собирать: если вы нашли гриб, имеет смысл внимательно оглядеться вокруг, ведь грибы появляются по краю грибницы, часто занимающей по площади несколько квадратных метров.

Встретив в природе “ведьмино кольцо”, вы, зная скорость разрастания грибницы, можете определить его приблизительный возраст.

А как быстро плодовые тела грибов увеличиваются в размере? Вот только вчера вы проходили мимо ёлки, и ничего там не было, а сегодня утром из земли уже торчит шляпка на ножке. Грибы растут гораздо быстрее растений. Плодовые тела большинства грибов достигают своих средних размеров за 3-5 дней, и продолжают расти 10-15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1-1,5 см. Из наших грибов быстрее всех растёт весёлка обыкновенная: за час вырастает гриб со шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, за два часа достигающие полуметровой высоты. Поэтому не зря говорят: “Растут, как грибы после дождя!”

Учитель: С детских лет любой человек знает, что грибы появляются после дождя. А почему?

Ответ: Дело в том, что при недостатке влаги им развиваться очень трудно, так как грибница почти на 90% состоит из воды. Грибы используют особые свойства воды. Например, её почти невозможно сжать. Именно это помогает хрупкому шампиньону пробиваться через асфальт в городском парке. Накачивая из почвы воду, гриб растёт и как домкрат поднимает асфальт. Представляете, какое сопротивление он сумел преодолеть?! Даже крупная птица глухарь не всегда может пробить плотную корку снежного наста, образующуюся за время зимней ночевки под снегом.

Учитель: Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева – у ствола, поэтому и “жмётся” гриб к этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом. Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев.

Учитель: На половицах жилых помещений в увлажнённых местах часто поселяется домовый гриб, который в течение нескольких месяцев может сделать древесину досок трухлявой. Как можно объяснить такое явление?

Ответ: Во влажных местах грибница гриба очень быстро растёт.

6). Значение грибов в природе. Учитель: Каково значение грибов в природе?

Ответы: 1) принимают активное участие в круговороте веществ, разлагая остатки животных и растений; 2) повышают плодородие почвы; 3) многие грибы вместе с корнями деревьев образуют микоризу; 4) грибы – это корм для многих животных; 5) симбиоз грибов с другими организмами (бразильские муравьи и термиты имеют подземные “грибные сады”, они пережёвывают листья и “засевают” их грибницей определённого вида грибов, разрастаясь, гриб служит прекрасной пищей муравьям).

7). Значение грибов для человека. Учитель: Зачем человек изучает грибы?

Ответы: Бывают полезные и вредные для человека грибы.

Польза грибов для человека : 1) многие шляпочные грибы – ценный продукт питания (40% белка, 10-15% углеводов, витамины А, В, С, РР, Д, соли калия, фосфора, железа), по питательности грибы превосходят мясо и яйца; 2) шляпочные грибы используются в медицине (средство от рака - гриб чага, споры дождевика останавливают кровь, при радикулите и ревматизме помогает настойка красного мухомора на скипидаре); 3) плесневые грибы служат источником антибиотиков; 4) дрожжевые грибы применяются в хлебопечении, в виноделии, при изготовлении сыров, кефира, творога; 5) грибы используют для получения ферментов, витаминов, лекарственных препаратов (плесневые, спорынья); 6) раньше из гриба навозника делали чернила.

Учитель: Человек часто использует в пищу шляпочные грибы. А какие вы знаете съедобные грибы, условно съедобные, ядовитые?

Ученики работают в тетрадях, составляют схему “Группы шляпочных грибов”, используя учебник.

Учитель: Среди грибов есть виды-двойники. Что это за грибы? Как их отличить друг от друга?

Ученики находят отличия между грибами-двойниками (белый гриб и желчный, шампиньон и бледная поганка, настоящие и ложные опята, настоящие и ложные лисички).

Ребята работают, используя таблицу, рисунки учебника, муляжи грибов.

Ученики вместе с учителем формулируют правила сбора грибов :

1) Нельзя собирать грибы, которых не знаешь, так как среди них могут оказаться ядовитые.

2) Когда собираешь грибы, нельзя разрывать мох около грибов, оказавшись под лучами солнца, грибница может погибнуть.

3) Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы.

4) В грибах накапливаются вредные вещества, поэтому не рекомендуется собирать их у дорог, вблизи предприятий, в городах.

5) Настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную (с его точки зрения) “поганку”, ведь она может пригодиться в качестве лекарства для лося, кроме того, именно эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный “мусор”.

III. Закрепление нового материала.

Выполнить тест:

1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что :

а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.

2. Надземная часть белого гриба называется:

а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;
г) плодовым телом.

3. Какой из названных грибов относится к пластинчатым:

а) подосиновик;
б) маслёнок;
в) рыжик;
г) подберёзовик.

4) С растениями грибы сближает:

а) строение клеточной стенки и размножение спорами;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания;
г) наличие проводящих сосудов.

5) Грибы размножаются:

а) только спорами;
б) только грибницей;
в) только половым путём;
г) всеми способами.

IV. Домашнее задание.

1) Учебник стр. 20-22.

2) Творческое домашнее задание:

1. Зачем человек пытается одомашнить хищные грибы?

Ответ: Нематоды – основная пища этих грибов – объедают корни культурных растений, сильно вредя им. Особенный урон они наносят в тепличном хозяйстве. Вот здесь и необходимы ловчие сети хищных грибов – их стали вносить в парниковую почву. И грибам пища, и человеку польза!

2. “Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали…Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его”, - так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом “злыми корчами”, “антоновым огнём”. Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тысяч человек. Не один век прошёл, пока открыли возбудителя этой болезни (в конце 19 века). Что вызвало эту болезнь? Постарайтесь найти более подробные сведения об этом в дополнительной литературе по биологии.

Ответ: Отравление грибом спорыньёй.

3. Во время Великой Отечественной войны с помощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы. Объясните, какое отношение к грибам имеет это лекарство? Ответ : Это лекарство получают из гриба пеницилла.

4. Почему опасно длительное использование антибиотиков?

Ответ: Длительное использование антибиотиков, наряду с уничтожением болезнетворных бактерий, приводит к уничтожению полезной микрофлоры человека, а это очень опасно.

5. В последние десятилетия в Европе картофель сильно повреждает фитофтора; в Центральной Америке этот гриб также широко встречается, но особого вреда картофелю не приносит. Почему? Ответ : Среди сортов картофеля, произрастающих в Центральной Америке, много диких фитофтороустойчивых сортов, а среди культурных сортов они редки.

6. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Дайте объяснение этому явлению. Ответ : Гриб спорынья поражает ветроопыляемые культуры (злаки), самоопыляемые поражаются редко, так как аскоспоры, попадая на цветковые чешуи, своей ростовой трубкой неспособны их пробить.

Список используемой литературы.

  1. Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники. - М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.
  2. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.
  3. Лернер Г. И. Ботаника, Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.: Аквариум, 1998.
  4. Малеева Ю. В., Чуб В. В. Биология: Флора. Экспериментальный учебник для учащихся 7 классов. – М.: МИРОС, 1994.
  5. Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб: Акцидент, 1998.
  6. Никишов А. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: “Рауб” - “Илекса”, 1998.
  7. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобраз. учрежд. – М.: Мнемозина, 1998.
Похожие публикации